Поддержать программу
ПостНаука на Дожде
14:10
20 августа 2016
Наука

Почему одни люди внутренне свободны и легко берутся за сложные задачи, а другие — нет

Лекция социолога Михаила Соколова о понятии габитуса
12 374
3
Вы смотрите демо-версию ролика, полная версия доступна только подписчикам
Скидка 17%
4 800 / год
+2 подарочных кода на 30 дней
Скидка 11%
1 280 / 3 мес
+1 подарочный код на 30 дней
Попробуйте Дождь
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку
Расписание
Следующий выпуск
4 марта 16:00
суббота: 16:00
воскресенье: 02:00, 10:00, 16:00
понедельник: 02:00, 08:00
вторник: 10:00

Социолог Михаил Соколов о влиянии социального окружения, причинах бедности и выборе жизненных задач.

Больше лекций и видеороликов смотрите на сайте проекта «ПостНаука».

Понятие габитуса теснее всего в социологии ассоциируется с теорией французского ученого Пьера Бурдьё, хотя, безусловно, не он его изобрел. Ранняя история понятия того, как оно появилось в социологии, довольно туманна, разные источники предлагают разную историческую реконструкцию. По одной из версий, оно вообще появляется из ботаники, где подвиды одного вида растений, которые различаются конституцией в зависимости от окружающей среды, в которой они произрастают, называются имеющими разный габитус. Например, одни и те же деревья в более теплом климате будут вырастать прямыми, с более мощными стволами, а по мере продвижения к тундре будут становиться все меньше, все кряжистее, все ниже.

То же самое, говорит Бурдьё, происходит с людьми в зависимости от социального окружения, в котором они растут: они приобретают разную конституцию, только это конституция не столько внешняя, сколько внутренняя. Они развиваются в разной диспозиции, с разными способностями и готовностью спонтанно реагировать на возникающие ситуации, которые сильно отличают их друг от друга. Бурдьё использует габитус в двух смыслах: один более широкий, другой более узкий.

В широком смысле, который порождает изрядную путаницу, габитус синонимичен любому научению, любые глубоко затаенные или глубоко впечатанные привычки, которые мы наследуем из детства, в жизни можно назвать габитусом. А в обыденной социологической речи они обычно так и называются. Но есть более узкое понятие, которое аналитически для Бурдьё более существенно. Оно стоит за более широким, но не вполне ему тождественно, оно более специфично. Габитус синонимичен, говорит Бурдьё, чувству собственного места, разные люди в социальной структуре по-разному ощущают, что для них, на что они могут претендовать, что их по праву, а что не совсем для таких людей, как они. И габитус заставляет их самих сортировать открывающиеся возможности на те, на которые они могут претендовать, и те, на которые не могут.

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: