Лекции
Кино
TED BBC
Концепция «обновленного человека», новые имена и «другой» язык
Как революция изменила культуру Франции
Смотреть
12:23
0 2803

Концепция «обновленного человека», новые имена и «другой» язык

— ПостНаука на Дожде
Как революция изменила культуру Франции
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?

Новые концепции воспитания, новые привычки и обычаи в повседневной жизни, — как Французская революция повлияла на культуру? О концепции «обновленного человека» и о новых принципах искусства и науки, провозглашенных революционерами, рассказывает историк  Дмитрий Бовыкин.

Больше лекций и видеороликов смотрите на сайте проекта «ПостНаука»

Культура в эпоху революции — сюжет очень сложный, неоднозначный, потому что не до конца понятно, что понимать под культурой. Как известно, определений культуры миллион, и часть людей понимают под культурой едва ли не всю материальную жизнь, которая человека окружает. Если рассматривать культуру так, то, безусловно, революция изменила эту культуру кардинально. Начинается новая эпоха, появляется концепция «человека обновленного», то есть в новую эпоху должен вступать и новый человек. Этот новый человек должен говорить и на новом языке, этот новый человек должен быть иначе воспитан, обладать добродетелями. Должен родиться тот человек, который пригоден для жизни в условиях нового порядка, нового общества. И для создания этого нового человека, «человека обновленного», революционеры сделали немало: огромное количество нововведений в языке — и стихийных, и нестихийных. Вообще в истории французского языка революции посвящен отдельный том, где более 700 страниц с описанием тех терминов, которые появились, но далеко не все из них революцию пережили.

Появляются новые концепции воспитания, новые привычки и обычаи в повседневной жизни. Например, отменяется обращение на «вы», люди начинают обращаться друг к другу на «ты», отменяются обращения «месье» и «мадам» (то есть «господин» и «госпожа»), начинают называть друг друга «гражданин» и «гражданка». К 1793 году это законодательно становится правилом. Меняются имена, то есть люди отказываются от старых имен, особенно от тех, которые были связаны с какими-то религиозными деятелями (а с этим было связано значительное количество имен). Начинают принимать имена деятелей античности, республиканцев, например Гракх, Брут, идут огромные кампании переименований, меняется бесчисленное количество топонимов: Монмартр начинают называть Монмарат, то есть «Гора Марата», Леон начинают называть Освобожденный город. Таких перемен неисчислимое количество.

Изображение: «Свобода, ведущая народ», Эжен Делакруа

Читать
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?
Комментарии (0)

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Другие выпуски
Популярное
«Мы можем вдохновляться техно и Бахом»: Кирилл Рихтер о том, как сделать инструментальную музыку модной