Поддержать программу

Домашний альманах эмоций: как атмосфера в семье влияет на развитие ребенка и самочувствие родителя

Психолог Мария Падун о привязанности, диадных отношениях детей и взрослых и теории эмоциональной безопасности
4 963
0
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Расписание
Следующий выпуск
16 декабря 16:00
суббота: 16:00
воскресенье: 02:00, 16:00
понедельник: 02:00
среда: 05:00

Поведение ребенка во взрослой жизни во многом зависит от того, как в семье принято выражать эмоции. Мы запустили проект «Психология развития: как дети учатся понимать эмоции и управлять ими», подготовленный совместно с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее». Психолог Мария Падун рассказала, как эмоциональная атмосфера в семье влияет на развитие ребенка.

Больше лекций и видеороликов смотрите на сайте проекта «ПостНаука»

Фото: depositphotos.com

Изначально представление о том, каким образом отношения влияют на развитие регуляции эмоций у ребенка, были описаны теорией привязанности, разработанной Джоном Боулби и Мэри Эйнсворт. Теория привязанности сейчас достаточно широко известна и популяризирована, мы на ней останавливаться не будем. Эмпирические исследования, проведенные на различных семьях, показали, что существует несколько механизмов влияния обхождения с эмоциями в семье на эмоциональное развитие ребенка.

Первый механизм связан с тем, что ребенок интериоризирует, то есть усваивает, представления родителей о том, что есть эмоции и как с ними обходиться. В тех семьях, где не принято выражать эмоции, ребенок усваивает представление о том, что эмоции не являются ценностью, их выражать не следует и что он со своими эмоциями никому не нужен. Другой полюс в этих исследованиях описан таким образом, что эмоции в семье выражаются бесконтрольно, в частности негативные, и тогда у ребенка формируется представление о том, что эмоции бессмысленны, их невозможно контролировать, поэтому можно их не контролировать.

Второй описанный механизм — это отношение родителей к выражению ребенком своих эмоций. Здесь тоже есть два крайних варианта, которые являются дисфункциональными. Первый вариант — это демонстрация родителями ребенку неспособности выносить его эмоции и общая негативная установка по отношению к выражению, в частности, негативных эмоций. Тогда ребенок усваивает представления о том, что негативные эмоции выражать нельзя. Второй крайний вариант — это открытое поощрение выражения негативных эмоций, которое тоже является дисфункциональным. Результаты исследований показывают, что оптимальным является спокойное, ровное и нейтральное отношение родителей к выражению эмоций ребенком без специального их поощрения.

Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?