Поддержать программу
ПостНаука на Дожде
12:56
18 февраля
Наука

Формирование понятий: как мозг определяет и запоминает группы объектов со сходными признаками

Психолог Алексей Котов о системах категориального изучения и принципах их взаимодействия
1 275
0
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?
Расписание
Следующий выпуск
21 октября 16:00
среда: 15:30
суббота: 16:00
воскресенье: 02:00, 16:00
понедельник: 02:00

Психолог Алексей Котов рассказывает в своей новой лекции о нескольких теориях систем категоризации и как мозг способен распознавать и распределять по группам объекты со сходными признаками. 

«Больше лекций и видеороликов смотрите на сайте проекта «ПостНаука»

В психологии существует направление, связанное с изучением категориального научения (по-другому это называется формирование понятий). Это довольно сложный когнитивный процесс, в котором от человека требуется найти общее содержание у групп предметов. Категориальное научение происходит буквально с нашего рождения. Маленькие дети, дети, которые приходят в школу, взрослые постоянно в ходе своего восприятия и поведения находят общие признаки у групп предметов. Соответственно, психологи стараются понять, какие когнитивные, психические процессы участвуют в категориальном научении, в формировании понятий.

В 70–80-х годах было большое количество психологических моделей, каждая из которых описывала этот процесс по-своему. Были модели, в которых подчеркивалось, что категориальное научение включает в себя нахождение небольшого количества общих признаков и что, как только эти признаки найдены, они переводятся в вербальную форму, то есть им даются названия, а все остальные признаки забываются. Другое направление подчеркивало, что многие признаки объекта на самом деле важны для категоризации. Например, если мы категоризуем, отличаем собак от птиц, то сложно сказать, какой из признаков более важен, чем другой. Поэтому наше восприятие, наше внимание отслеживает множество признаков, связывает их вместе, и они вместе запоминаются. Иными словами, запоминается некоторый суммарный образ, что в психологии называется прототипом. Другие концепции подчеркивали, что на самом деле никакого единственного правила категоризации не существует и человек запоминает все примеры, которые он встречал, и потом использует память об этих примерах для категоризации новых стимулов. Таких теорий существует много, и они в течение 70–80-х годов активно спорили друг с другом, какая же из этих теорий объясняет большее количество фактов, связанных с категориальным научением.

Фото: DepositPhoto

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь:

Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?