Поддержать программу
ПостНаука на Дожде
14:47
6 февраля
Психология

Хорошие и плохие трудности: как извлечь из проблем только пользу

Психолог Александр Поддьяков — о разных типах трудностей и разработке игр
1 083
0
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Скидка 34%
3 800 / год
4 800
Скидка 11%
1 280 / 3 мес
1 440
Базовая подписка
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Расписание
Следующий выпуск
20 августа 16:00
воскресенье: 16:00
понедельник: 01:00
суббота: 16:00

Доктор психологических наук, профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Поддьяков —  различных типах трудностей, их нравственной оценке и разработке игр.

Смотрите больше лекций на сайте «ПостНауки»

Большинство психологических исследований сосредоточено на том, как люди решают проблемы, справляются с различными трудностями, но не на том, как и зачем трудности и проблемы создаются. Например, в таком направлении психологии мышления, как психология решения задач, основное внимание уделяется тому, как люди решают задачи, но не тому, как эти задачи создаются разными составителями диагностических и обучающих задач. Это почему-то ускользает от внимания.

Если мы возьмем область, далекую от когнитивной психологии, хотя и связанную с ней, — психологию личности, — то найдем много исследований того, как люди справляются с трудностями (используется такое понятие, как «совладание», «копинг»), но практически не увидим исследований того, как люди создают друг другу трудности. А ведь то, как человек справляется с трудностями, совладает с ними, во многом зависит от того, как эти трудности возникли, не созданы ли они преднамеренно и с какой целью созданы. Для того чтобы понять, как и для чего создаются трудности, нужно попытаться рассмотреть, каковы возможные варианты отношения человека, создающего трудности, к тому, для кого он их создает.

По крайней мере, некоторые типы этого отношения человека, для которого создаются трудности, можно перечислить: отношение к другому как к равному партнеру в диалоге, которому ты создаешь задачу, и он должен решить ее в совместной профессиональной деятельности; отношение к другому как к подопечному, которому необходимо помочь путем создания специальных вызывающих трудностей, например, в обучении; отношение к другому как к сопернику, которого надо остановить путем создания трудностей; отношение к другому как к преступнику, которого надо наказать какими-то особыми трудностями, каторжными работами и чем-то еще; отношение к другому как к жертве, например, мошенничества (ей надо создать трудности, чтобы человек не заметил, как вы его обманываете); отношение к другому как к жертве, но уже в другой ситуации — как к жертве, за страданиями и агонией которой интересно наблюдать. Это случаи, когда кто-то ослеплял садящийся самолет лучом лазера или бросал что-то на железнодорожные пути просто для того, чтобы посмотреть, как люди будут справляться с этой ситуацией. Также бывает отношение к другому как к клиенту, который требует создания для него развлекательно-игровых трудностей.

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: