Поддержать программу
ПостНаука на Дожде
12:16
11 декабря 2016
История
Образование

От флага и ленты до песни «Наутилус Помпилиус»: как апостол Андрей появился в русской культуре

Рассказывает историк Андрей Виноградов
1 624
0
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Скидка 34%
3 800 / год
4 800
Скидка 11%
1 280 / 3 мес
1 440
Базовая подписка
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Расписание
Следующий выпуск
19 августа 16:00
суббота: 16:00
воскресенье: 01:00, 16:00
понедельник: 01:00

Историк Андрей Виноградов рссказывает о традициях путешествия Андрея Первозванного, монахе Епифании и предании об апостольских корнях русской церкви.

Больше лекций — на сайте «ПостНауки»

На превью: Распятие апостола Андрея, Караваджо, 1607 год

Андрей Первозванный стал одним из неотъемлемых символов России: Андреевский орден, Андреевский флаг, Андреевская лента — все это ассоциируется с Россией. Но давно ли существует традиция Андрея в России и как вообще она получилась? Эта загадка большинство людей не интересует, а между тем здесь есть очень много интересного и на самом деле неисследованного.

Надо сразу сказать, что у нас до сих пор нет хорошего фундаментального исследования по андреевской традиции в России. Есть отдельные исследования по разным вопросам, есть исследование Татьяны Опариной по раннему периоду и хорошая статья Антона Введенского, но вопрос, по сути, не изучен. Во многом потому, что долгое время отечественным исследователям была неизвестна, собственно говоря, византийская традиция апостола Андрея, да и вообще, несмотря на все, она была изучена не очень хорошо.

Ключевое имя здесь — это Френсис (Франтишек) Дворник, чешский монах, который творил и работал в основном в Америке, в Соединенных Штатах. Его перу принадлежит книга «Легенда об апостоле Андрее». К сожалению, эта книга больше чем на полвека стала основным путеводным маяком для всех исследователей, но в ней довольно много ошибок, и грустно понимать, что на русский язык она была переведена только недавно и между тем уже устарела.

Как выглядит ситуация сейчас, когда мы знаем бо́льшую часть источников об апостоле Андрее? Как развивается традиция его путешествий, в первую очередь традиция его путешествий на Черное море и на территорию современной России? В Новом Завете сведения об апостоле Андрее весьма ограниченны: он упоминается в самом начале — Первозванный, первый призванный Христом, затем в числе других апостолов, и после Пятидесятницы он из новозаветного повествования исчезает.

Уже со II века мы знаем две традиции, две линии предания об апостоле Андрее. Одна представлена так называемыми апокрифическими деяниями Андрея — это текст, который к апостолу Андрею имеет опосредованное отношение, потому что главное в нем — это некое особенное, отличное от общецерковного учение о воздержании, о полиморфичном, то есть многообразном, Боге, о призрачности воплощения Христа, но апостол Андрей здесь важен как носитель некого авторитетного учения.

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: