Лекции
Кино
Галереи SMART TV
0 18752

Гастрономический дауншифтинг: как научиться готовить как Аркадий Новиков

— Партнерский материал

Говорят, одержимость москвичей едой в последние годы объясняется просто — мы заедаем стрессы. Теперь профессионально готовят и запускают самые успешные гастрономические проекты люди, которые кулинарией никогда не занимались, — банкиры и адвокаты, для которых еда  это дауншифтинг. Об этом любопытном тренде за столиком глянцевого, как журнальная картинка, кафе кулинарной школы Chefshows by Novikov мне рассказывает девушка похожая на Одри Тоту. Юлия Митрович — сама бывший консультант McKinsey, бывший член правления «СТС Медиа». Однажды она бросила все, чтобы запустить кулинарную школу, за четыре месяца школа стала самой большой в России, а девушка — счастливой.

— Однажды я решила: «Все, бросаю работу», делаю онлайн кулинарную школу. Начала активно развивать проект, снимать видео и развивать сайт, а далее с идеей большой кулинарной школы я пришла к Аркадию Новикову, рассказала ему, о чем мечтаю. Он давно думал об открытии школы, ему не хватало «драйвера» проекта, поэтому он поверил не просто в идею, а в наш тандем. 

— А Новиков вам понадобился как бренд?

— Во-первых, это фантастическая экспертиза. Я понимаю во всем, что связано с видео и с интернетом, а у него есть вся экспертиза связанная с ресторанами. Как делать ремонт, как создавать технологию кухни. Это очень сложный процесс, и если бы не он, я бы потратила в несколько раз больше времени и денег. Во-вторых, безусловно, его имя — мощнейший бренд. 

— Как вы объясняете феноменальную увлеченность москвичей едой?  

— Все просто. Люди хотят себя как-то развлекать, особенно с учетом кризиса им стало тяжелее путешествовать, поэтому им хочется получать гастрономические впечатления дома. Кроме того, это прекрасный способ социализации. 

— В новой реальности кулинарные мастер-классы заменяют клубы знакомств. С кем можно познакомиться у вас?

— У нас есть курсы для профи и для любителей. На профессиональные курсы приходят очень много людей, которые действительно хотят изменить всю свою жизнь. Очень много тех, кто говорит, что вот мы всегда хотели, нам всегда это было интересно, но вот увидели вашу такую школу прикольную, интересную, которая красиво выглядит и решили взять отпуск или вообще вот уволились три дня назад и решили, наконец, реализовать свою мечту. Я мечтаю, что следующим пунктом мы откроем еще и бизнес-школу, которая научит всех желающих самим открыть кафе и пекарню, вести свое дело.

— Как вы решали, какими будут ваши гастрономические курсы?

— Вы знаете, тут сработал творческий тандем наших шефов, меня и Аркадия, потому что, во-первых, Аркадий задает некий свой стиль, он у него есть. Люди ходят в его рестораны за какими-то конкретными вещами, за простыми, но по-ресторанному вкусными домашними блюдами. И это то, что учат готовить у нас на любительских курсах. На профессиональном направлении, там другая история, там техника. Тебе надо за два месяца научиться работать на кухне, там ты две недели должен правильно учиться резать, чистить, потом делать соусы и так далее. То есть там не столько важны рецепты, сколько сама технология приготовления.

Фото: Chefshows by Novikov

— А вот у вас, например, есть курс связанный с детской едой. Это тоже запрос рынка? 

— Вы знаете, вообще надо сказать, что вся эта история пропущена через меня, я тоже мама, моему ребенку 10 лет. Мы в свое время познакомились с Катериной Агроник, которая придумала курс «Маленький гурман». Мы сначала записали с ней видео для нашей онлайн-школы, а потом запустили офлайновый курс. Затем сделали партнерство с Disney и теперь делаем семейные мастер-классы по мотивам их фильмов, на которых много рассказываем о еде, откуда берутся продукты, как их сочетать, и все это в игровой форме.

— Что они готовят? 

— Например, мы берем мультфильм «Моана» и готовим полинезийскую еду. Вот у нас завтра будет мастер-класс на тему супергероев Marvel, мы там готовим «суперфуд»: коктейли из спирулины, блюда молекулярной кухни и так далее. 

Теперь Катя — бренд-шеф семейного и развлекательного направления нашей школы. Это все, что касается детских, семейных, каких-то таких вот разовых фановых штук. У нас даже есть поварской и кондитерский курсы для детей. 

— А как вы собирали шефов для ваших основных курсов, профессионального и любительского?

— Шефов мы искали, это очень сложный процесс. Мы понимали, что надо будет точно два направления: любительское и профессиональное. И под каждое нужен совершенно свой шеф с абсолютно своим набором прекрасных качеств. Мы хотели на любительское направление человека, который именно хорошо понимает новиковскую кухню — Яна Першина  работала в GQ баре у Новикова и подошла нам абсолютно. С ней мы начинали работу. Мы познакомились, когда снимали с ней видеоуроки. Она начала сниматься, и мы просто поднимаем голову всей командой в полном шоке от того, насколько она органична. Сейчас этим направлением занимается команда поваров.

Артура Овчинникова — шефа для профессиональных курсов — нам помогло найти агентство. Я его долго уговаривала.  Мы его называем Шеф Шефыч, ведь он обладатель золотой медали Bocuse d'Or в России в 2015 году. Он жил в Эстонии 40 лет, там у него семья, он никогда не жил в Москве и это был процесс, но он поверил очень в школу. Здесь сыграло роль, конечно, имя и публичность Аркадия. Люди понимают, что не просто какая-то школа, это серьезный большой проект и этот бизнес, скорее всего, надолго. Шефов мы выбирали вместе с Новиковым. Он по-всякому участвует в проекте. Он выбирал здесь каждую подушку и может приехать и за один день поменять меню, потому что он увидел сейчас какой-то тренд. Например, нам надо сделать, не знаю, джус бар, поставить здесь пироги и сэндвичи. Вот они, кстати. 

Фото: Chefshows by Novikov

— Я слышала, что теперь гастрономический мастер-класс — это модная тема для тим-билдинга. К вам приходят целыми компаниями?

— Да, это очень популярная тема, потому что еда и вообще совместное приготовление очень сближает людей. В декабре так у нас сплотились намертво 38 коллективов.

— Что хотят научиться готовить такие случайные кулинары?

— Любители хотят готовить то, что они едят в ресторанах. Нам некоторые рецепты писал Алексей Каневский, это бренд-шеф новиковского ресторана Brisqet BBQ. Или, например, у нас есть супы классические, борщ, солянка, щи, по рецептам шеф-повара «Царской охоты» Дмитрия Каневского. Люди хотят готовить вот такую простую домашнюю еду, просто делать это очень вкусно. Не по каким-то там непонятным рецептам. 

— Непонятной бабушки.

— Кроме того, у нас есть еще ноу-хау, связанное с синергией онлайнового и оффлайнового обучения. Людям, которые приходят к нам на курсы, мы раньше распечатывали тетрадку со всеми рецептами, по которым они учились. Теперь все рецепты в виде уроков в онлайне у них в личном кабинете. То есть они могут еще дома посмотреть, как они это делали.  Ролики в интернете в отличие от бумажной тетрадки не теряются.

— Часто ли повара–любители у вас втягиваются в процесс и переходят на курс для профессионалов? 

— Эта история очень затягивает. То есть человек, когда он попадает на кухню профессиональную и готовит с профессиональным шефом, ему почти всегда это очень нравится. Я, например, прошла все наши курсы. Я точно знаю, что мы работаем только с самыми лучшими продуктами. Например, мясо на данный момент — это самое лучшее мясо, которое есть в Москве. И мы даже встраиваем наших партнеров в курс. Наши партнеры-мясники на занятия по разделке мяса приходят и все рассказывают. Это, конечно, очень круто звучит от тех, кто этим всегда занимается и знает досконально.

Фото: Chefshows by Novikov

— А как формировалась цена на курс? 

— Любительский курс, наш основной, стоит около 150 тысяч. Профессиональный курс стоит 250 тысяч. Там 35 занятий, за которые вы фактически получаете профессию. 35 занятий и вы настоящий повар третьего разряда. 

— Вы чувствуете, что с чем-то угадали, а с чем-то нет?  Какие-то курсы остаются невостребованными?

— Да, мы пока экспериментируем. С чем-то угадываем, с чем-то нет. И мы потом, постфактум, понимаем, почему. Например, мы сделали целый курс по мясу. Почему мы сделали этот курс? Потому что вообще это самый популярный мастер-класс. Все хотят научиться готовить стейки. Когда мы делаем такой мастер-класс, приходят самые большие группы. А сделали курс и на него записалось всего 3 человека.

— Почему? 

— Теперь мы понимаем, как мне кажется. Человек хочет от курса получить полный баланс. Он хочет научиться готовить все, от закусок до десерта, хотя бы не только мясо, но и гарнир. Ты не можешь девять уроков готовить только мясо. Тебе просто морально тяжело

— Получается такая белковая диета.

— Несбалансированно, поэтому я думаю, что мы его вряд ли будем повторять. Зато, например, курс «Степфордские жены» мы запустили на прошлой неделе. И все, он сразу полный. За 5 дней мы заполнили 12 мест. За немаленькие деньги. Или например, сейчас мы делаем курс по горячему. Он сразу заполнился.  Или, вот, Азия. Тоже очень хорошая тема. Мегавостребованная. А вот с завтраками никакой логики нет. Они бывают разные: красивые, ленивые, здоровые. В общем, мы делали такие мастер-классы. Раз в месяц гарантировано. Меню всегда дико интересное. Иногда у нас там 12 человек записывается за день и огромный лист ожидания. А иногда человека 2-3. Не всегда завтракают. Видимо, от погоды зависит.

— А вы, открыв гастрономический бизнес, продолжаете дома готовить? 

— Вы знаете, я продолжаю дома готовить, но делаю это не часто, исключительно в удовольствие или когда мне надо отвлечься. Когда я работала в консалтинге, я очень много работала и по субботам в 10 утра вставала к плите на даче. В 5 часов я заканчивала и к 6 приезжали гости, все садились за огромный стол и говорили, как я все вкусно приготовила. Я уже была еле живая, но мне было важно, что вот я весь этот процесс довела до конца. Концепцию загородного дома и совместного поглощения еды мы потом перенесли сюда, в Chefshows. 

Фото: Chefshows by Novikov

— Вы никогда не жалеете, что нырнули в это абсолютно новое для вас, да и не очень освоенное в России дело? Наверное, работа в корпорации была более стабильной.

— Я полгода думала, вообще делать это, не делать, очень сложно было решиться на этот шаг.  Раньше я думала: «Вот, я строю большую компанию, я знаю, что будет через 3 года...». А в этот раз не знала ничего. Но я просто в какой-то момент поняла, что мне хочется заниматься тем, что я люблю. И сколько это будет приносить мне, в общем-то, не очень важно. Я даже не надеялась, что мы сделаем крупнейшую в Москве кулинарную школу, да и в России, в нас вольется школа «Рагу», а в первые четыре месяца работы пустых мест почти не будет.

— Ваши друзья уже протестировали ваши курсы? 

— Вы знаете, курсы кто-то проходил, очень многие делали мероприятия здесь. Дни рождения, корпоративы. ообще интересно посмотреть, кто из твоих бывших коллег тебя поддерживает, а кто нет. Не все умеют радоваться чужим успехам, кто-то считает этот бизнес слишком мелким и несерьезным, кто-то сам бы хотел решиться уйти из большой корпорации, но не может. Но мне все равно, этот проект — ровно то, что мне сейчас хочется делать.

Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века