Лекции
Кино
TED BBC
0 3328

Почему мы доверяем незнакомым людям, и как на это влияет наш прошлый опыт

— Партнерский материал

Степень нашего доверия к человеку, которого мы видим впервые, во многом связана с нашим прошлым опытом, выяснила группа американских исследователей. Мозг человека может приписывать незнакомцу свойства людей, которых мы уже знаем. Об исследовании и его результатах пишет научно-популярный проект «Элементы».

Для того, чтобы провести исследование, ученые собрали группу людей и организовали для них «игру на доверие». Их сфотографировали на белом фоне до начала, а затем разделили на две части: «доверяющих» и «благодарящих». Хотя на самом деле никаких «благодарящих» не было — в качестве них выступали искусственно созданные изображения среднего мужского европейского лица 18–24 лет. 

«Доверяющему» выдали 10 долларов. Суть игры для него заключалась в том, что он мог эту сумму по своему усмотрению частично или полностью доверить или не доверить «благодарящему», фото которого ему показывали на экране. Сумму, которую получал «благодарящий», увеличивали в четыре раза. Затем он мог ибо честно отдать половину «доверяющему», либо оставить все деньги себе. Сумму, которая оставалась в конце игры, участникам действительно отдавали. 

Перед «доверяющими» стояла задача понять, насколько они доверяют или нет своему случайному партнеру, о котором не знаю ничего — могут только увидеть его на единственной фотографии лица).

Организаторы после игры предлагали «доверяющим»выступить в роли «благодарящих». Если они соглашались, с ними обещали связаться, но этого не делали: смысл заключается в том, что «благодарящих» в игре вообще не было — их роль выполняла программа, выставленная на определенный уровень «честности». Однако во время игры исследователи сделали все, чтобы «доверяющие» не узнали о том, что играют с поддельным партнером. 

Результаты опроса показали, что только пять человек из 91 участника усомнились в том, что «благодарящие» — реальные люди. Их результаты не стали использовать в исследовании.

Эксперимент разделили на три этапа. На первом участники играли с партнерами разной внешности. В этот период они определяли, кому стоит, а кому не стоит доверять. На втором участникам предлагали выбрать новых партнеров: из тех, чью фото им показали, или другого человека. На этом этапе все лица для испытываемых были новыми.

Ученые установили, что частота принятия решения играть — то есть доверять незнакомому партнеру — оказалась в прямой зависимости от степени его сходства с уже известными людьми. Тому, кто был похож на показавшего себя «нечестным», доверяли меньше. И, соответственно, наоборот: тому, кто был более похож на честного, доверяли больше.

Подробнее о результатах исследования читайте в материале научно-популярного проекта «Элементы»

Комментарии (0)
Другие выпуски
Популярное
Гастропутешествие по местам «Левиафана»: кулинарные открытия от шефа из топ-100 лучших ресторанов мира
Вторая серия проекта «Скатертью дорога»