Поддержать программу
«На крыше». Фестиваль лекций
01:09:41
15 августа
Кино
Образование

Александр Роднянский: «Наша аудитория обожает бегство от реальности»

Продюсер о том, почему фильмы, которые проваливаются во всем мире, выстреливают в России
21 085
2
Вы смотрите демо-версию ролика, полная версия доступна только подписчикам
Скидка 16%
4 800 / год
5 760
Попробуй Дождь
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку

Каждый день с 8 по 19 августа с 18.00 до 20:45 «Дождь», дизайн-завод «Флакон» и кафе «Искра» устраивают фестиваль лекций «На крыше».

В каких обстоятельствах существует современный кинематограф, чем увлечь российского зрителя, какие фильмы лучше показывать на большом экране, а какие на онлайн-платформах, и почему российская аудитория предпочитает убегать от действительности и ходит в кино, чтобы погрузиться в виртуальный мир. 

Все о новой кинореальности рассказал продюсер, владелец кинохолдинга AR Films Александр Роднянский. 

Расписание лекций и подробности того, как получить свой билет, смотрите здесь

Роднянский: Во-первых, я вас всех рад видеть. Несмотря на дождь, все собрались. И я очень хотел бы начать с простого обстоятельства. Я точно не принадлежу к числу лучших лекторов страны,  не вхожу в эти 20 замечательных людей, которые, безусловно, выступают здесь на самые разнообразные темы. Но я, так или иначе, будучи активным кинематографистом, думаю о том, в каких обстоятельствах существует современный кинематограф, что с ним происходит, куда он двигается, причем речь идет не только о российском, который волнует, естественно, меня больше других в силу того, что я являюсь неотъемлемой частью нынешнего процесса кинематографического и мирового.

Я начну с очень важного такого для себя обстоятельства, которое заставляет меня думать постоянно о том, где и, собственно говоря, куда, вернее, мы двигаемся. Сегодня 15 августа 2016 года можно смело констатировать смерть пленки. Кинематограф, как пленочная, а пленка была такой материальной сущностью, не просто носителем, а телом кинематографа, скончался. В мире производится не более нескольких фильмов в год, которые используют пленку как носитель. В свое время в возрасте примерно 90 с лишним лет Огюст Люмьер, умирая, сказал: «Моя пленка кончилась». Сегодня она кончилась у всех без исключения.

Что происходит? Наблюдая, в свое время, когда мы поступили, я, в том числе, в киноинститут, мы, естественно, были вынуждены и очень хотели, наверное, но, так или иначе, нас воспитывали на классических кинематографических книжках «Классика в кинокритике», в том числе Андре Базена, книга называлась «Что такое кино?». «Что такое кино?» — это та мантра, которую мы, так или иначе, постоянно сегодня озвучиваем, потому что за последние 15-20 лет кинематограф изменился категорически: появились новые способы производства, новые технологии и новые носители. Изменилась потребительская модель, то есть, иным и словами, изменилось то, каким образом фильмы смотрят зрители. И это обстоятельство привело к тому, что изменяются и жанры, и способы повествования, то, что интересует, так или иначе, любого зрителя кинематографа, что из себя представляет кинематографическая история, способна она или не способна вызвать эмоциональную реакцию, заставить людей плакать, смеяться, переживать, ровно так, как они делали многие годы, многие десятки лет существования кинематографа.

Искусство, как известно, молодое, началось оно, как многим из вас известно, с братьев Люмьер, вышеупомянутый Огюст, но не с фильма «Прибытие поезда», а с фильма «Выход рабочих с фабрики», который Люмьеры сняли на фабрике своего отца. Я об этом неслучайно. Неслучайно обычно говорят о том, что Люмьеры заложили основы для развития такой реалистической тенденции в кино, после них, собственно, родилось документальное кино или новая реальность на экране, которая претендует на абсолютную достоверность. С другой стороны, немногим позже появился Жорж Мельес, который начал делать замечательные эти фантазийные свои опыты:  «Путешествие на Луну» и т.д. Многие из вас, может быть, помнят эту картину, замечательную картину Скорсезе нее лучшую, но, тем не менее, классическую картину на сегодняшний день Скорсезе, в котором, собственно говоря, вся была построена вокруг интриги исчезнувшего фильма Люмьера «Путешествие на Луну».

Так или иначе, тогда вроде бы кинематограф родился. Но произошло следующее: я несколько лет тому назад столкнулся с таким, честно говоря, фактом, его до своей лекции поведал всем присутствующим замечательный социолог и наш культуролог, хорошо многим из зрителей телеканала Дождь знакомый Даниил Дондурей, когда он, говоря, на самом деле, о медиа и телевидении, сказал, что лишь 4% зрителей в состоянии отличить реальность подлинную, ту самую, в которой мы живем, от реальности виртуальной. На самом деле, вдумайтесь, всего 4% человек, все остальное на сегодняшний день, все остальные зрители, абсолютно доверяя тому, что происходит на экране, если мы говорим о телевидении в зависимости от своих убеждений, или кинематографу, существует в той реальности, которую предлагает кинематограф. Вне зависимости от того, имеет ли она отношение к той самой подлинной и достоверной реальности, в которой обитаем мы все, включая зрителей, или не имеет.

Так или иначе, изменившаяся технология привела в действие элементы, самые разнообразные элементы, которые в свое время и родили кинематограф. Кинематограф ведь — это смешение, плод, результат, смешение литературы, визуального искусства и фантазий, если хотите, сновидений. На самом деле, до кинематографа никто не мог себе представить осуществленного сновидения, фактически это такое толкование сновидений. И в этом смысле каждый из этих компонентов получил свое развитие. Например, очень известный на сегодняшний день художник-авангардист такой Петр Черкасский в свое время взял этот самый фильм, о котором я упомянул, «Выход рабочих с фабрики» и, проецируя его на экран, на 50 непроявленных кусков пленки, добился того, что они, естественно, получили изображение, он их проявил, смонтировал и таким образом показывал на экране.

Полная версия доступна только подписчикам. Подпишитесь: