Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Ключи Синей Бороды — фаллические символы, а женам не стоит совать нос куда не надо. Дмитрий Макаров о символизме и морали страшной сказки
Читать
13:37
0 11164

Ключи Синей Бороды — фаллические символы, а женам не стоит совать нос куда не надо. Дмитрий Макаров о символизме и морали страшной сказки

— Страшные сказки

Вторая лекция писателя Дмитрия Макарова из цикла «Страшные сказки» посвящена «Синей Бороде» и историческим фигурам, с которых списан его образ. 

Первую лекцию из цикла про «Золушку» смотрите здесь

Здравствуйте! Меня по-прежнему зовут Дмитрий Макаров, и это сказка о Синей Бороде. Этот сюжет также был литературно обработан и записан Шарлем Перро для своего сборника «Сказок былых времен с поучениями» в 1697 году. Пожалуй, это одна из самых страшных и актуальных сказок Шарля Перро, если не самая страшная.

Как вы помните, в ней рассказывается о знатном человеке, который обладал необыкновенной синей бородой, отпугивающей всех. Он женится на хорошенькой молоденькой девушке, и она соглашается на этот брак, несмотря на слухи о том, что предыдущие семь жен этого человека пропали без вести.

В какой-то момент муж собирается уехать в деловую поездку и дает своей молодой жене все ключи от всех комнат в замке, говоря: «Но только одна каморочка, одна маленькая комната в подвале ― в нее не заходи ни при каких обстоятельствах». Иначе, как там сказано, «ты можешь ожидать от моего гнева всего», то есть, по сути дела, смерти.

Естественно, после такого предостережения юная девушка никак не может избавиться от соблазна и таки посещает эту комнату. Естественно, она находит там трупы семи предыдущих жен своего супруга и свободный крюк для себя. В ужасе она роняет ключ на пол, и когда она хочет поднять его и выбежать из комнаты, то она видит, что ключ испачкан в крови.

Она пытается вымыть этот ключ, но ключ волшебный ― на нем навсегда остается пятно. Естественно, возвратившийся муж требует ключи назад, видит там пятно и собирается убить свою жену. К счастью, на ее счастье, вовремя появляются ее братья и спасают молодую женщину. Вот такая страшная сказка.

В отличие от других сказок Шарля Перро, в истории о Синей Бороде мы не найдем мифологического предысточника. Чаще всего эту сказку связывают со знаменитым процессом XV века по делу Жиля де Ре. Кто такой был Жиль де Ре? Это был аристократ, одна из самых ярких фигур французской истории XV века, человек чрезвычайно образованный, который владел латынью не хуже, чем мечом, был сподвижником Жанны д'Арк и одним из ярких деятелей Столетней войны, был маршалом Франции.

Однако после того, как его обожаемую Жанну казнили, он удалился в свой замок, где жил по-королевски. У него была своя церковь, охрана из двухсот рыцарей и очень большие деньги для того, чтобы удовлетворять любые прихоти. По моде тех лет, Жиль де Ре увлекался всевозможными оккультными науками и привечал разнообразных шарлатанов, особенно тех, которые могли бы воскрешать мертвых. Самым известным из них был Франческо Прелати, у которого был, как говорят, свой собственный карманный демон.

Но, кроме всего прочего, у Жиля де Ре было много недоброжелателей, в число которых записывают обычно и короля Франции Карла VII. Они были совершенно не против устранить популярного героя и поделить его поместье. В 1440 году епископ Нантский инициировал открытый процесс по делу Жиля де Ре. Его обвинили не только в ереси и в увлечении оккультными науками, а еще и в том, что на протяжении 15 лет он изнасиловал и убил более 800 детей обоего пола. Причем, по свидетельству слуг Жиля де Ре, головы особенно приглянувшихся ему детей он оставлял себе на память.

Сегодня к процессу по делу де Ре принято относиться с большим скепсисом, во-первых, потому что он был проведен с огромными нарушениями и многие ключевые свидетели не были допрошены, во-вторых, в этом замке проводились серьезные археологические раскопки, и никаких свидетельств массовых захоронений там не было найдено. Согласитесь, 800 детей ― это очень и очень много. Но фантазию человека XV века было не унять, и так герой войны и соратник Жанны д'Арк превратился в легендарного убийцу семи жен и человека, который не смог убить восьмую жену, в Синюю Бороду.

В более древних сказках мы находим, например, историю про проклятого короля Коморра, который был женат на святой Трифине. Был он королем некоего королевства Думнония на территории современного графства Корнуолл. Так вот, этот самый Коморр, по легенде, убивал своих жен, когда узнавал, что они беременны. Когда его жена узнала, что тоже беременна, нашла тела трех предыдущих убитых женщин и решила сбежать, однако он настиг ее и обезглавил. Вот такая история.

В основе этой истории лежит, конечно, миф, да, в этой сказке, прежде всего древние мифы, в которых часто божество, узнав, что у него родится ребенок, то есть тот, кто потенциально может занять его место, стремится этого ребенка убить. Пожалуй, самый известный сюжет, конечно, это Кронос, который ел своих детей, да. Он съел пятерых своих детей, и вместо младшего, Зевса, жена ему подсунула спеленутый камень. Совершенно невозможно забыть знаменитую картину Гойи «Сатурн, пожирающий своего сына».

Мотив секретной комнаты, в которой происходит что-то чудовищное, тоже возникает во множестве произведений. Вспомните хотя бы этот жуткий таз с расчлененкой из сказки братьев Гримм «Диковинная птица» или ту самую секретную комнату между мирами, в которую проникает девочка, героиня фильма Гильермо дель Торо «Лабиринт фавна». Там живет страшное чудовище, которое сторожит некие тайны, и перед ним стол с невиданными яствами. Девочке строго-настрого приказано, чтобы она ничего с этого стола не брала, но ведь она голодна, ей хочется нарушить этот запрет, что приводит к трагическим последствиям.

Невозможно, конечно, не вспомнить и английского короля Генриха VIII, которого тоже в народе стали прозывать Синей Бородой. Его семейную жизнь школьники обычно запоминают по знаменитой формуле: «Развелся, казнил, умерла, развелся, казнил, пережила». Он был женат, как известно, шесть раз, и одной из его жен была та самая знаменитая Анна Болейн.

Сказка о Синей Бороде стала одной из самых популярных во французской, а позже и мировой культуре. Уже в XVIII веке появились первые ее интерпретации, так, в 1789 году, накануне Французской революции, композитор Андре Гретри написал одноименную оперу. XIX век подарил нам множество балетов, один из которых, кстати, поставил сам Мариус Петипа, оперетту Оффенбаха, написанную в 1866 году. А в начале XX века одноименную оперу написал композитор Бела Барток.

Наверно, одна из самых ярких киноверсий сказки о Синей Бороде ― это эротический триллер Эдварда Дмитрика, американского режиссера украинского происхождения. В нем действие перенесено в Австрию времен Третьего рейха. Герой, барон фон Зеппер, его совершенно неподражаемо играет выдающийся актер Ричард Бёртон, этот герой, фон Зеппер ― герой Первой мировой войны, он авиатор, человек, который пострадал в боях с русскими. Он скрывает свои шрамы под бородой, которая в результате какой-то химической атаки приобрела необыкновенный синеватый оттенок.

И вот предыдущая жена его погибла на охоте, он женится снова на очень красивой девушке, актрисе варьете, американке, привозит ее в свой замок, и та начинает исследовать этот замок и, естественно, обнаруживает в нем страшные тайны. Помимо этого холодильника, да, ― современная же трактовка сюжета, ― в котором хранятся замороженные трупы предыдущих жен барона, она находит комнату, в которой лежит мумифицированная мать барона, за которой ухаживает служанка.

Так постепенно и выясняется, что у нашего барона сексуальная дисфункция и он, строго говоря, никак не может в постели подтвердить свою славу донжуана. Вот отсюда все и беды! И вообще, кроме своей матери, он никогда никого не любил. Вот такая история.

А вот, например, писатель Курт Воннегут в одном из своих поздних романов, который так и называется, «Синяя Борода» (1987 год), рассказывает совершенно другую историю. В этом сюжете Рабо Карабекян, художник, абстрактный экспрессионист, живет в уединении в своем богатом доме и не собирается возвращаться ни к живописи, ни в свет. Почему он не возвращается к живописи? Все просто: его картины были написаны уникальной синей краской. Уникальной она была потому, что была некачественной, и со временем его картины, среди которых были те, что принесли ему мировое признание, попросту осыпались.

И вот он живет в этом доме в уединении. На горизонте появляется странная женщина, которой он увлекается. Он с ней проводит много времени. Единственное место, куда он ее не пускает, ― это закрытый картофельный амбар. Но все на самом деле не так страшно и трагично в этой истории. Дело в том, что в этом картофельном амбаре нет трупов бывших жен, тем более что женат герой был только единожды и, собственно, смерть бывшей жены ― это еще одна история, почему он уединился в этом доме.

Нет, в этом картофельном амбаре хранятся те самые холсты, с которых осыпалась краска, то есть его дети в каком-то смысле, да. И одна картина, которую он написал за время знакомства с этой женщиной. То есть, иными словами, он в конце все-таки возвращается если не к жизни, то к живописи.

Возвращаясь к теме сказки самого Перро, мы видим, что это, в общем-то, никакая не сказка. Здесь совсем нет волшебства, кроме этого ключика, на котором кровавое пятнышко, которое невозможно смыть. Естественно, психиатры усматривают в этом ключе фаллический символ, а пятно крови ― это пятно крови. Как не вспомнить здесь некстати Иосифа Бродского! «Ключ, подходивший к множеству дверей, ошеломленный первым оборотом».

Тема того, что Синяя Борода, конечно, монстр, но и женщины, в общем-то, тоже в чем-то виноваты, тоже не новая и возникала многократно. Первую экранизацию сказки «Синяя Борода» осуществил великий иллюзионист Жорж Мельес в 1901 году. Его десятиминутный немой фильм сохранился, вы можете найти его в интернете.

Там Мельес вводит очень интересного персонажа ― черта, который, собственно, и искушает молодую жену воспользоваться ключом и зайти в эту самую секретную страшную комнату. И потом, когда она уже все это совершила, узнала страшную тайну и ждет со страхом возвращения мужа, он же является к ней во сне и всячески подчеркивает, будоражит в ней вот это чувство вины.

Вспомните и анимационный фильм Владимира Самсонова по сценарию Аркадия Арканова1979 года. Это комический мюзикл, где герцога Синюю Бороду озвучивает Михаил Боярский. Жены доводят герцога кто чем. Первая жена, Марианна, помешана на моде ― боже мой, какой ужас! ― и на том, чтобы поменять обстановку в доме. Вторая, Лилианна, помешана на здоровом образе жизни и доводит герцога этим. А третья, Вивианна, просто изменяет герцогу. Вот за это он, собственно, всех их и убивает.

Кстати, сам Шарль Перро, всегда завершавший свои сказки моралите, выводит такую мораль из этой истории: «Да, любопытство ― бич. Смущает всех оно, на горе смертным рождено. Примеров ― тысячи, как приглядишься малость. Забавна женская к нескромным тайнам страсть. Известно ведь: что дорого досталось, утратит вмиг и вкус, и сласть». Иными словами, если бы братья не подоспели, то, в принципе, девушке и поделом. Как вам такая мораль XVII века?

Какая манипуляция! Ведь муж, уезжая, по сути расставляет своей жене психологический капкан. Он прекрасно знает, что она захочет нарушить табу. Более того, он хочет, чтобы она это сделала. Это настоящая манипуляция. Мы знаем, что маньяки очень часто переворачивают все с ног на голову для того, чтобы прежде всего выставить виновными своих жертв. И ведь, кстати, был реальный маньяк, который, вдохновившись сюжетом «Синей Бороды», оставлял на губах своих покойных жертв синюю нитку. Как вам такое?

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века