В рамках фестиваля «Лекции на крыше» режиссер Олег Дорман прочитал лекцию на тему «Драматургия фильма Кшиштофа Кеслёвского "Двойная жизнь Вероники"». Он провел целый ряд кинематографических параллелей между польским фильмом и другими, в частности, «Июльским дождем» Марлена Хуциева, истолковал значения отдельных авторских ходов — как операторской работы, так и поворотов сюжета и объяснил, почему именно они были необходимы для того, чтобы рассказать то, что автор хотел рассказать.
«То, как делается кино, должно быть тайной», — заметил Дорман. «Актеры не должны давать интервью, режиссеры — пускать на площадку», — добавил он, отстаивая право кино на сохранение статуса, близкого к сакральному.
«Каждый из нас живет две жизни: для других и для себя», — поделился он своей мыслью. Например, когда мы идем в больницу к больному родственнику или другу, но не очень хотим это делать, мы совершаем это действо для другого человека, при этом осознавая, что наша душа и мысли сейчас не с ним.
Дорман выдвинул тезис: «Содержание нашей жизни – это чувства, которые мы чувствуем». Именно на этом принципе и основываются романтические чувства, заключает он. «Мы ищем тех людей, которые чувствуют так же, как мы», — сказал режиссер.
«Двойная жизнь Вероники» была революционна и по сюжету и по средствам экспресси и подверглась атакам со всех сторон, рассказал Дорман. «За этот фильм он получил ото всех: от власти, от оппозиции и от церкви», — рассказал он..
«Все, что происходит с Вероникой, на самом деле происходит с нами», — сказал Дорман. Так что фильм совсем не про Веронику.
Фото: Мария Карпухина