Поддержать программу
Эксперимент
27:01
21 мая 2014

Гельман vs Мединский. План Гельмана — победа России?

Ведущие:
Анна Монгайт
9 067
1
Часть 1 (27:01)
Часть 2 (15:57)
Часть 3 (19:26)

Россия – не Европа или все-таки Европа? Галерист Марат Гельман против министра Владимира Мединского. Марат Гельман представил свое видение культурной политики России.

Современная культурная политика - все три слова важны одинаково.

Современная.

Когда речь идет о выработке стратегии, будь то промышленность, медицина или культура, то, что мы живем в двадцать первом веке, в определенном смысле важнее того, что мы живем в России, Украине, Германии, Франции или Америке. В глобальном мире время важнее места. Как бы мы не относились к автомобилю «Волга», он ближе к «Мерседесу», чем к тройке лошадей, и общаемся мы с помощью электронной почты, а не курьерской или голубиной. Принципиально новое место культуры в постиндустриальном обществе, можно сравнить с изменением роли науки в эпоху технического прогресса.

Культурная.

Мы не вступаем в дискуссию о том насколько «Россия не Европа или, да, Европа». Художественная политика – дело художника. Мы не авторы и не продюсеры и не критики. Это организационная деятельность, а не порождение смыслов. Различие художественной и культурной политики – для нашей стратегии – фундаментальное.

Политика.

Политика, а не администрирование и не управление. В культурных процессах участвует много разных субъектов. У всех различные мотивы, стратегии, критерии эффективности и даже различные цели. Успешная политика — это когда государству удается согласовать культурные стратегии разных субъектов, играющих в пространстве культуры. Это не исключает наличия у государства собственных целей, но они реализуются через общественный договор, учитывающий природу и мотивы каждого субъекта, а не через госзаказ.

 

Есть много определений культуры, сотни. Не бросать окурок на улице – это тоже культура. Вот Путин нам долго объяснял про особый культурный генокод. Я предлагаю относиться к ней как к отрасли, попытаться описать ее в терминах экономических и социальных процессов. Это действительно необычный для России подход. У нас культуру добросовестные специалисты описывают через рост человеческого капитала. Это, безусловно, правильно: главным продуктом культурного потребления является просвещенный человек. Но это процесс долгий, трудно измеряемый, а наша политическая действительность отторгает все, что не дает результата максимум в пять лет. А главное – определение культуры через воздействие на человека столь обширно и вариативно, что построить стратегию невозможно. Культура как отрасль – это, безусловно упрощение, но оно дает нам возможность создать реалистичную программу. А рост человеческого капитала ничто не мешает измерять и таким образом понимать, туда ли мы идем. Культура – грандиозный и постоянно растущий бизнес по обслуживанию свободного времени (театры, кино, музеи, концертные залы, клубы). Культура – как механизм преобразования индустриального города в постиндустриальный (джентрификация, архитектура малых форм, паблик-арт). Сама по себе художественная среда, существующая за счет рынка искусства, и рекламных и спонсорских бюджетов. «Мунка продали за 150 миллионов долларов», Пикассо продали за 140 миллионов…» Растет креативный бизнес (дизайн, медиа). Художник сегодня – массовая профессия. Изготовить мебель или гаджет, создать сайт без художника не возможно. Образование. Просвещение невозможно без современных культурных механизмов. Культурный туризм, напрямую связанный с сохранением культурного наследия.

Смотрите, что произошло с потребителем культуры за последние века, даже буквально за последние десятилетия. Раньше люди работали по 12 часов в сутки, добираясь домой, едва успевали поесть, решить какие-то бытовые проблемы и заваливались спать. Выходной был один, посвящался, разумеется, в основном хозяйственным делам, а то и вовсе не было выходного, и отпусков, кстати, никаких не было. У человека просто физически не было времени на культуру. Но за последний век большинство людей, особенно в городах, стали работать вдвое меньше. Если сто с небольшим лет назад лондонская семья тратила на досуг три процента семейного бюджета, то сейчас – семнадцать. Разница колоссальная. И тот факт, что объем кинобизнеса сейчас выше объема наркобизнеса, ярко показывает, какова роль культуры в том, чтобы это время шло на пользу, а не во вред. Только культура может содержательно заполнить свободное время, которое появляется у человека в современной экономике. В противном случае это время не капитализируется или заполняется деструктивными социальными практиками. Наконец, обратите внимание на то, что буквально меньше пяти лет назад городского населения стало больше, чем не городского, и его процент будет столь же быстро расти в дальнейшем.

Культурный процесс: кто и что делает

Современная культурная политика – совместная деятельность многих субъектов из всех сфер жизни. Она разрабатывается властями всех уровней, но понимание культуры как ресурса развития и универсального инструмента позволяет вовлечь сюда различные учреждения и ведомства, коммерческие структуры и общественные организации. Формируются межрегиональные культурные сети, объединяющие художников, продюсеров, региональных менеджеров, журналистов, маркетологов, дизайнеров, общественных активистов, ученых, исследователей и т. д. Через культурную стратегию страна формирует иную социальность и новое качество гражданского общества. Федерация создает условия современной культурной политики. Законодательная власть формирует нормативную базу, позволяющую появляться в культурном производстве различным субъектам и формировать новые связи, запускать совместные проекты. Исполнительная власть акцентирует внимание на выявлении и сохранении культурного наследия страны. Запускаются грантовые конкурсы для финансирования проектов флагманов и институций-драйверов. Центр разрабатывает и реализует межведомственных программы, объединяющие вокруг крупных стратегических целей и проектов министерство образования, министерство регионального развития, министерство иностранных дел, министерство экономики и пр. Разрабатываются программы дополнительной бюджетной поддержки прорывных проектов, внедрения инноваций. Регион формирует условия для развития муниципалитетов через софинансирование реализуемых ими проектов. Подобный опыт накоплен в 2000-х годах, но в отсутствие общей стратегии. Регион развивает конкурентные преимущества. Формирует уникальный имидж территории. Это вопросы брендинга, внешнего позиционирования, установления экономических и культурных связей с международными партнерами., формирование внутреннего туризма на своей территории. Город (муниципалитет) выступает главным заказчиком культурной стратегии. Город формирует задания учреждениям культуры, различным агентам креативной экономики, задавая измеримые параметры конечного результата. Эти задания город финансирует из своего бюджета и за счет привлекаемых извне средств. Городское сообщество посредством механизмов самоуправления определяет главные точки приложения творческого потенциала горожан для дальнейшего развития экономики муниципалитета и повышения качества жизни: если плохо с архитектурой, значит надо формировать среду и инфраструктуры, которые вывели бы город в лидеры по этой части; если сильна торговля, но слабы визуальные коммуникации, значит развивать дизайн во всех его формах.