Поддержать программу
Искусственный отбор
09:50
26 июля
Кино

Инстаграм-кино, сексуальная индийская страшилка и метафизическая Одиссея: три лучших фильма в Москве на этой неделе

Ведущие:
Денис Катаев
2 759
0

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку

Это лето в Москве уникально по многим причинам, не только из-за погоды. В культурной среде происходит что-то по-настоящему невероятное. Практически каждый день можно увидеть редкие фильмы, которых в столице не было, и которые вряд ли когда-либо будут. Денис Катаев отобрал три картины, которые не стоит упускать на этой неделе. 

На большой экран возвращаются культовые фильмы выдающихся мировых режиссеров. Вот только что прошли показы трех фильмов раннего Годара, в том числе показывали прекрасную картину «Безумный Пьеро». И вот теперь очередной подарок от сети кинотеатров «Каро». Впервые в России, поверить в это сложно, в прокат выходит черно-белый «Мертвец» Джима Джармуша с Джонни Деппом в роли Уильяма Блэка под легендарную метафизическую музыку Нила Янга.

«Мертвец» вышел на экране в 1995 и заочно стал чуть ли не музейным экспонатом. Он не имел большого успеха на старте — провалился в прокате, не сыскал практически никакого успеха на Каннском кинофестивале, критики приняли холодно. Это мистическое путешествие молодого бухгалтера Уильяма Блейка под руководством индейца по имени Никто на Диком Западе определенно вошло в историю кино. «Мертвец» — это визитная карточка Джармуша и, конечно, лучшая роль в первую очередь самого Джонни Деппа. Кроме того, в эпизодах можно разглядеть Игги Попа и Джона Херта. Это поэтическое кино во всех смыслах этого слова. Взять хотя бы Уильяма Блейка, Никто принимает главного героя именно за поэта Уильяма Блейка. Вот и постмодернистский подход интеллектуального независимого американского режиссера. Мистицизма и поэзии добавляет невероятная музыка Нила Янга, она здесь не просто в качестве саундтрека, это полноценный соавтор фильма. Янг с помощью своих гитарных экранизаций вводит зрителей в состояние транса вместе с гипнотической картинкой оператора Роберта Мюллера. В общем, это поэзия на экране во всех его гранях, которая как раз собирается из разных источников — картинки, музыки и актерской игры. Это высокохудожественный коллаж, который можно сравнить с полотнами старых мастеров.

Еще один раритет на этой неделе представляет кинокомпания «Пионер». В «Горизонте» в этот четверг покажут одну из самых синефильских премьер года — фильм «Люмьеры!» от директора Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо. Подается он как первая инстаграм-картина в истории кино, где как раз про эту историю кино и рассказывается. Сложно назвать господина Фремо режиссером, он скорее составитель, в лучшем случае продюсер. Главное, что он взял на себя смелость и объединил сто лучших короткометражек Луи и Огюста Люмьеров, начиная, конечно, с того самого поезда. 

Вот так братья Люмьер изобрели кинематограф, а у человека в руке вместо палки появилась еще и видеокамера. Вот он   — старт нового визуального периода, который сегодня, в век гаджетов и VR-технологий, входит в состояние своего апогея, а значит время обернуться и посмотреть, с чего все началось. Именно это и делает Тьерри Фремо, который как-то нашел время в своем напряженном каннском графике и отсмотрел в возглавляемом им Люмьеровском институте в Лионе примерно полторы тысячи короткометражек братьев Люмьер. Он отобрал лучшие 144, отреставрировал их и снабдил своими киноманскими комментариями, вот и получилось кино, которое сегодня и правда смотрится как будто листаешь сторис в Инстаграме, такое было время. Все это превращается в одну логичную истории развития цивилизации в XX веке. 

Индийское шокирующее роуд-муви с ярким названием «Сексуальная Дурга». Его тоже покажут всего один раз в летнем кинотеатре музея современного искусства Garage. Экспериментальное кино продолжается. 

«Сексуальная Дурга» — отличный пример авангардного индийского кинематографа наших дней. Да, и там есть крутые независимые авторы, для которых «Болливуд» не имеет никакого значения. Дурга — это имя, так зовут мигрантку из северной Индии, вместе со своим другом Кабиром она в бегах, за ночь им придется пережить целую жизнь. Преступники, погони, ночные животные и ритуальные обряды — все это составные части этого сюрреалистического хоррора, который постоянно находится на грани игрового и документального кино, как теперь принято.