Поддержать программу

«Я уеду из Перми, если не построят новую сцену, я здесь не ради пейзажей»

Теодор Курентзис о новой «Травиате» Роберта Уилсона и своих планах
Ведущие:
Денис Катаев
2 655
0

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Расписание
Следующий выпуск
28 августа 14:25
понедельник: 14:25
среда: 02:45

На днях в Перми стартовал главный и самый престижный в России театральный фестиваль «Золотая маска». Там в местном театре оперы и балета давали оперу «Травиата», которую для Перми поставил Роберт Уилсон, за дирижерским пультом — худрук театра, маэстро Теодор Курентзис. И снова с особым узнаваемым почерком получился шедевр, спектакль европейского уровня, который с аншлагами проходит за полторы тысячи километров от Москвы.

Это и правда международная постановка, которая приехала в Пермь из Линца, провинциального австрийского городка. Но здесь, судя по всему, она стала еще лучше. Уилсон как всегда в своем узнаваемом стиле: его визуальный формальный театр здесь встречается с еще одним уникальным явлением — виртуозным исполнением музыки Верди в редакции Курентзиса под какое-то магическое сопрано Надежды Павловой, которая исполняет партию Виолетты. Для русского театра такая холодная и выверенная структура, возможно, даже непривычна. Но магия случается, несмотря на то что для русского зрителя это потрясение и испытание. Но есть и такой театр, и в этом его сила, чистое искусство, которое не прячется за лживой игрой и лживыми эмоциями. Все как раз честно и без фальши.

Уилсону удалось сентементальный китч, одну из самых слезливых оперных историй, мелодраму и сериал сделать какой-то очень вывереннной, четкой и крепкой, без соплей, максимально сдержанно, с высоко поднятым носом, как Уилсон может и умеет. Эпический театр в духе Бертольда Брехта так свою работу оценивает сам Уилсон. Но это и правда эпический минималистичный ювелирный шедевр, в котором тебя захватывает сразу все и визуальные эффекты, и мощный голос главной испольницы, и дирижер Курентзис с виртуозным оркестром. Это все единый организм, составные части единого целого, какого то творческого урагана.

«Травиата» стала первой постановкой в истории «Золотой маски», которую оценивали на родной региональной сцене. Движение в регионы важный тренд, который обсуждали на Public Talk в Перми приглашенные эксперты, театралы, режиссеры и театроведы. Фестиваль вместе со Сбербанком запустили масштабной проект «Говорим с театром» — это будет цикл публичных лекций и дискуссий о театре и его развитии. В Перми прошла первая подобная встреча. Гости, среди которых был сам Теодор Курентзис, обсуждали, как развивается театр за пределами МКАД, есть ли успешные театры в регионах, помимо Перми, например. В Перми это был вообще первый паблик ток в истории.

Была в Перми и еще одна инновация. В качестве зрителей на «Травиату» в Пермский театр оперы и балета впервые пригласили незрячих людей. Так показали впервые в России оперу с тифлокомментированием — это технология, которая позволяет воспринимать искусство всем, независимо от проблем.

Худрук театра Теодор Курентзис пообещал покинуть театр и город, если власти края продолжат тянуть со строительтсвом нужной новой сцены, которая бы отвечала всем современным нуждам. Пока даже проект не утвержден. Если этого сделано не будет, он обещает уехать, а Пермь тогда лишится последнего козыря. 

На превью: сцена из «Траиаты» / Дягилевский фестиваль / Theatre HD