Лекции
Кино
TED BBC
«Ночь кино»: что нельзя пропустить
Скайп-триллер Бекмамбетова, лента, разозлившая японского премьера, и фильм российских ужасов
Читать
08:55
0 16187

«Ночь кино»: что нельзя пропустить

— Искусственный отбор
Скайп-триллер Бекмамбетова, лента, разозлившая японского премьера, и фильм российских ужасов

25 августа в Москве — «Ночь кино». Главная площадка, конечно, — Зарядье. Показы по всему городу, в парках и даже в бассейне «Чайка». Этим уже никого не удивишь. Но есть и существенное отличие этого года. Программа получилась особенно синефильской, ее куратор, главный редактор «Искусства кино» Антон Долин. Потому покажут не просто старые добрые фильмы о главном, но и предпремьерные хиты из Канн, Берлина, Венеции и «Кинотавра». Так что, есть из чего выбрать. Денис Катаев собрал главные фильмы, которые нельзя пропустить в эту ночь. 
 

Самая ожидаемая зарубежная премьера — Profile Тимура Бекмамбетова, который показывали в программе Берлинского кинофестиваля. Яркий прорыв года, еще более мощное упражнение в новом киноязыке — «скрин-лайф» или «десктоп-триллер», как его называют, — который Бекмамбетов и придумал. Действие развивается на экране компьютера, у вас перед глазами. Но Profile не только по форме, еще и по содержанию вышел очень цельным и захватывающим триллером. Здесь развивается не менее напряженная история, чем в каком-нибудь остросюжетном блокбастере, но помните: в данном случае — максимальное напряжение. Еще и тема актуальная: вербовка джихадистами девушек из европейских стран. Это вербовка так и происходит — онлайн. Бекмамбетов экранизировал книгу журналистки, которая намеренно решила стать жертвой вербовки ради сенсационного расследования и превратилась в виртуальную исламистку. О ее напряженной беседе и опасной связи, которая рискует обернуться стокгольмским синдромом, и есть это очень эмоциональное высказывание про основной инстинкт и моральный выбор. Но здесь не только про накаленные страсти между охотником и жертвой, хотя это неотъемлемая часть триллера, ключевой момент для режиссера — профессия-журналист и этика. 

Следующий фильм можно смело назвать самой радикальной российской премьерой года. «Подбросы» Ивана Твердовского из программ «Кинотавра» и Карловых Вар. Чувства многих зрителей задеты, но как теперь без этого. Обсуждать это скучно, а кино получилось вызывающее, в первую очередь к российской действительности, которая в данном случае приобретает театрализованные и гипертрофированные формы. В центре внимания — российская коррупционная ячейка и мальчик из детдома, которого мама после рождения оставила в бэби-боксе, а потом вернулась за ним, чтобы втянуть в свой темный мир. Эта коррупционная секта, по которой плачет расследование Навального, состоит из судей, прокуроров, следователей, врачей и сотрудников ДПС. В их организованную преступную группу попадает Денис, мальчик из интернета. У него есть особенность — он не чувствует боли. Теперь его жизнь изменилась, он изображает жертву, подбрасывается под колеса важных людей на дорогих автомобилях, которых по разным причинам решили подставить или шантажировать. В итоге Твердовский рассказывает историю про общественную перверсию, снова с мизантропическими нотками в духе Ларса фон Триера изображает не людей, а функции, которые давно потеряли что-то человеческое и просто внешне выглядят нормальными, хотя им давно место в кунсткамере или, в лучшем случае, в бестиарии. Внутри — давно уже произошел распад и генная мутация. Денис — чужеродный элемент, который либо адаптируется, либо не сможет приспособиться к здешним законам. Но «Подбросы» никак не назовешь синема верите. Скорее это фильм ужасов или фантасмагория, если хотите, больше, чем реалистичное высказывание о современном положении дел в нашем обществе. 

«Магазинные воришки» японского режиссера Хирокадзу Корээды — обладатель «Золотой пальмы» Каннского кинофестиваля 2018 года. Тоже кино весьма радикальное и подрывное, особенно для японского общества с его семейными ценностями. Хоть внешне фильм и кажется весьма традиционным и даже незатейливым. Потому многих решение каннского жюри смутило. Но это лишь иллюзия. Однако здесь важен контекст и содержание, которое на поверку оказывается весьма взрывоопасным. В Японии — шок. Картина вызвала на родине такой же скандал, как у нас «Левиафан» Звягинцева. Премьер-министр был взбешен победой Корээды, отказал ему в поздравлении, и, что случается крайне редко, это позиция. Что же случилось? Казалось бы, японский режиссер в очередной раз изображает беззаботную семейную идиллию. Вот только здесь показана новая ячейка общества, которая строится на отрицании прежних устоев. Не на кровном родстве, а на сопричастности чужих людей. Вот эти мама, папа, бабушка и дети — все они друг другу не родные. В их отношениях заложены преступления в глазах традиционного общества — киднеппинг, коррупция и кражи. Все дети — найденыши. Живут они тем, что воруют в магазинах, потому что продукты на полках, они же ничьи. Но главное — им хорошо, они в буквальном смысле ощущают тепло друг друга. Тактильная близость — главная тема фильма. Но вот незадача — по закону они рецидивисты, а значит их семья должна быть разрушена. Вот об этом семейном терроризме и рассказывает Корээда с любовью и нежностью к таким людям, которые нашли новую чувственность и ту самую новую искренность в этом запутанном мире. 

Пародийный вестерн с Робертом Патинсоном в главной роли. Фильм «Девица» от модных братьев Зеллнеров из берлинской же программы покажут, кстати, в обновленном после ремонта кинотеатре «Иллюзион». Это ироническое кино — попытка деконструкции понятия вестерн. Потому вместо традиционных лошадей здесь пони. И еще много всяких странностей: фейковый проповедник, безрукий пианист и сам недогерой Патинсона с гитарой наперевес, который отправляется на поиски своей Пенелопы, но получает от ворот поворот и пулю в придачу. Героиней становится в миг как раз та самая Пенепола, ее играет Мия Васиковска. Все в духе времени и женского поворота. Это вообще получается модернизированный вестерн с диалогами, понятными сегодняшним посетителям той же «Ночи кино» или пикника «Афиши». Бодрое высказывание с обилием неполиткорректных шуток, которое многим напомнило «Мертвеца» Джармуша, можно смело назвать свежим дыханием, по крайней мере, в этом жанре. А еще это лучшая роль Патинсона за последнее время.

В летнем кинотеатре Garage screen эту ночь посвятят Цою. Конечно, покажут фильм «Лето» Серебренникова и «Ассу» Соловьева. Но жемчужина скрылась посередине. Давно пора освежить «Шапито-шоу», герои которого вышли как раз из цоевской шинели. Здесь режиссер Сергей Лобан Цоя буквально препарирует. Музыкант у него вышел как объект культа, которого рассматривают с разных сторон, в том числе, на знаменитой сцене шапито. Есть там и герой, который внешне смахивает на Цоя. И вот еще факт: «Шапито-шоу» снимали в Крыму, еще в том Крыму. Фильм состоит из четырех взаимосвязанных новелл, в которых одно и тоже событие рассматривается с разных точек зрения. В общем, отвязные крымские каникулы, уже легендарный проект, который в чем-то оживил российское кино, знаковая картина о поколении родившихся в конце 70-х — начале 80-х. О тех, кто требовал перемен тогда. 

Закроют ночь кино там же в «Зарядье», где вспомнят главный юбилей этого года, молодежного и революционного 1968. На этот раз на примере группы The Beatles, которая стала символом того времени. В честь этого в парке покажут легендарный анимационный фильм «The Beatles: Желтая подводная лодка», который вышел ровно 50 лет назад. Естественно, про музыкантов и их удивительные приключения в выдуманной стране Пепперлэнд.

Читать
Комментарии (0)
Другие выпуски
Популярное
Интервью с самым узнаваемым репортажным фотографом Стивом МакКарри