Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Семь лучших антивоенных фильмов
Читать
13:38
0 11254

Семь лучших антивоенных фильмов

— Искусственный отбор

Денис Катаев отобрал лучшие фильмы последнего времени, которые лучше всего отражают ужас и неприятие любой войны, о картинах, которые наиболее точно передают человеческую трагедию и нравственные метаморфозы во время этих вооруженных конфликтов. 

«Снайпер». Режиссер Клинт Иствуд. США, 2015

Самым громким американским фильмом про то, как война ломает людей за последний год, стал «Американский снайпер» Клинта Иствуда. здесь же на первой плане конкретный человек и его моральный выбор на войне в Ираке. Этот снайпер и на самом деле существовал. Крис Кайл  —   самый результативный снайпер за всю историю США. Иракцы прозвали его дьяволом. А он сам принимал решения, нажимал на курок и решал судьбы людей. Этот снайпер попросил, чтобы про него снял фильм именно Иствуд. Так и случилось, но режиссер схитрил и намеренно избрал нейтральный тон повествования. Зрители сами должны судить, кто же этот снайпер  — герой или убийца.

«Повелитель бури». Режиссер Кэтрин Бигелоу. США, 2008

«Повелитель бури» стал настоящей американской сенсацией.  Здесь уже главный герой — сапер, который в том же Ираке обезвреживает бомбу за бомбой, а в итоге тоже превращается в супергероя. Он тоже потерял интерес к гражданской жизни, там семейные проблемы и кризисы, а здесь — настоящая жизнь. Но в итоге всё равно происходит психологическая травма: просто на войну подсаживаются как на наркотик. 

«Громче, чем бомбы». Режиссер Йоаким Триер. Норвегия, Франция, Дания. 2015

Здесь война проходит фоном. Действие разворачивается в семье знаменитого военного фотографа, которую играет Изабель Юппер. Главная героиня могла погибнуть каждый день, но разбилась в обычной автокатастрофе. Прошло три года, готовится выставка ее фотографий. В Нью-Йорк, к отцу и младшему брату приезжает старший из ее сыновей. Оставшись наедине друг с другом, семья пытается наладить отношения между собой и разобраться в таинственной истории гибели женщины, о которой каждый хранит очень противоречивые воспоминания. 

«Вальс с Баширом». Режиссер Ари Фольман. Израиль, Франция, Германия, США, Финляндия, Швейцария, Бельгия, Австралия. 2008

Это анимационная картина. И может от того получилось самое пронзительное антивоенное военное высказывание последнего времени. Это личная история режиссера Ари Фолмана, про его участие  в Первой ливанской войне 1982 года. Он забыл о тех ужасах, о танках, о взрывах и войнах. Вместе со своими друзьями однополчанами, Ари Фольман по крупицам восстанавливает вторжение армии Израиля в Ливан, осаду столицы Ливана города Бейрута, ожесточенные уличные бои. А еще страшные и спорные эпизоды  это резня в лагерях палестинских беженцев Сабре и Шатиле, устроенной ливанскими христианами фалангистами.

«Счастье мое». Режиссер Сергей Лозница. Россия. 2011

Эта картина про нашу родину, про наши национальные коды, про то, что у нас на подсознание, про нашу идентичность. Водитель-дальнобойщик из глубинки отправляется в рейс, где погружается в мир жестокости и предательства. Это и есть та война, это и есть та трагедия, боль от которой не забыта. И тот послевоенный синдром зашит в нас. Потому один из самых пронзительных эпизодов картины — программный монолог ветерана.

«В тумане». Режиссер Сергей Лозница. Россия. 2012

Экранизация повести Василя Быкова про жизнь в оккупированной немцами Белоруссии. Путевого обходчика обвиняют в сотрудничестве с оккупационными властями. Два партизана приехали к нему на хутор, чтобы расправиться с ним за предательство. Это фильм про то, как раскрывается характер в сложных обстоятельствах, про механизмы предательства. Мораль отсутствует в этих лесах и степных просторах, где происходит плавное действие картины. Но уже неважно, кто плохой, а кто хороший. Все они в тумане. 

«Груз-200». Режиссер Алексей Балабанов. Россия. 2007

Российское кино про комплекс Афгана. Это психологическая встряска. Антивоенный манифест великого гуманиста Алексея Балабанова. Один из самых шокирующих эпизодов картины , когда из самолета когда выгружают солдатские гробы, а после этого в него строем заходят новобранцы,  отправляющиеся на войну. 

Изображения: кадры из фильмов

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века