Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Секс и провокации: почему стоит смотреть новый фильм Тома Форда «Под покровом ночи»
И чем фильм хуже его «Одинокого мужчины»
Читать
10:22
0 22074

Секс и провокации: почему стоит смотреть новый фильм Тома Форда «Под покровом ночи»

— Искусственный отбор
И чем фильм хуже его «Одинокого мужчины»

В четверг, 8 декабря, в прокат выходит новый фильм режиссера и дизайнера Тома Форда, который в России называется «Под покровом ночи», а так – «Ночные животные». Это, безусловно, главное событие в кино на неделе, посмотреть картину, безусловно, надо, потому что Том Форд этого заслуживает. Но Денис Катаев рассказал, почему это кино все-таки намного хуже, чем его дебют с «Одиноким мужчиной».

Здесь главная задача Тома Форда — отточить мастерство, показать как он может снимать. И с точки зрения профессии и правда все получилось. А вот откровения не вышло. Когда холодный рассчет на первом плане, душевного порыва ждать не стоит. Вот эта ночь у Форда вышла какая то уж очень холодная, как современное искусство, которым он здесь явно вдохновляется. Форд даже придумал целую концептуальную формулу. Новое кино снято именно как произведение современного искусства. Вот и самое глубокое переживание, которое остается от картины — видеошоу на титрах, где безобразные жирные женщины танцуют и нарочито вызывают отвращение, мол, ждали великой красоты, а получайте грандиозное уродство. Он все это сам и придумал. А еще для этой картины он собирал различные арт объекты у своих знакомых и действующих художников. Вообще подошел к этому проекту чрезвычайно серьезно: на этот раз сам написал сценарий, что, может быть, и не стоило, кстати, делать. Сюжет — тоже поклон совриску, все больше коллаж, произведение мультижанровое, три фильма в одном. Здесь вам и драматический триллер, и психологическая мелодрама, и остросюжетный детектив. Что называется, я надену все лучшее сразу. Бездушный лицемерный мир современного искусства рассматривается у Форда как антитеза настоящим искренним отношениям, которые мы все с вами теряем ради карьеры и выгоды. «Ночные животные» — так называется страшная книга, которую главная героиня Сюзан неожиданно получает от бывшего супруга, она и вытаскивает ее из арт болота в больное прошлое, где, поступи она по другому, все было бы намного правдивее и наивнее.

Внутри — основной сюжет про насилие, месть, который мы и смотрим глазами главной героини. Муж, жена и дочь едут ночью по пустыне, на них нападает банда ночных хулиганов, которую возглавляет харизматичный, но хладнокровный злодей, которого великолепно играет Аарон Тейлор Джонсон. Иррациональное зло уничтожает и героев, и читающую книгу героиню. Отчаяние, ярость и желание мести — вот какие чувства испытывает этот герой, который вместе с шерифом, умирающим от рака, пытается всеми силами добиться правды, вернуть любимых. Казалось бы, причем здесь она и все эти придорожные страсти? Но такая изощренная история — ключ к тайнам их общего прошлого. Главный герой с садистским удовольствием заставляет девушку, которая когда-то его бросила, пережить сегодня целый каскад эмоций и переживаний из этой книги — чтобы та наконец прочувствовала все, что он испытал после их расставания. Местами такой метод можно назвать даже женоненавистническим, ведь осуждение девичьего непостоянства здесь тоже налицо. Но в итоге все это может вызвать только недоумение, с какой целью понадобился такой сложносочиненный рассказ, ведь идея у Форда оказывается прописной истиной. Оказывается, все что он хотел сказать — «если любишь, не уходи», что если вы нашли своего человека в жизни, то нужно за него обязательно крепко держаться, как за соломинку. Свой фильм он рассматривает поэтому как предупреждение о том, что может последовать, если вы позволите ей/ему уйти. Потому книга и выходит такой жестокой, ведь это и есть метафора душевного состояния человека, потерявшего любовь. А еще это и месть одновременно — чтобы тот, кто бросил, тоже прочувствовал все сполна. Но вот же парадокс. Его призыв к искренности, верности чувствам оборачивается против него как автора, режиссера. Все получилось наоборот, как-то неуклюже, топорно, что больше напоминает игру в классика, в Дэвида Линча, например, или там Ханеке, а не искреннее высказывание о наболевшем. Получается, что как художник, даже очень современный, он как раз предательством и занимается, предает себя и своих близких и лояльных зрителей.

В общем, это вам не тот наивный, но поэтичный и очень интимный «Одинокий мужчина» с Колином Фертом. Та картина была событием, несмотря на то, что тогда в 2009-м фильм не получил каких-то высоких критических оценок, его сейчас больше ценят, но, тем не менее, фильм стал культовым — для понимающих, для эстетов, для тех, кто с ним на одном дыхании. Там была магия кино. И какой то очень четкий и искренний посыл. Здесь — выверенная и смачная картинка, но она совсем не работает. А тонкое, как будто в легкой дымке, изображение «Одинокого мужчины» притягивает моментально — это безупречная стильная работа, от костюмов героев до операторской работы. Еще эта музыка композитора Абеля Коженевски, ну и, конечно, гениальный Колин Ферт, который переживает целую жизнь за потора часа на экране. Если помните, по сюжету у него умирает партнер, и теперь как-то надо справится с трагедией. Помогают подруга и молодой студент. Но жизнь ушла. Как из нового фильма Тома Форда.

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века