Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Пять главных фильмов 2017 года
Выбор Дениса Катаева
Читать
12:38
0 29971

Пять главных фильмов 2017 года

— Искусственный отбор
Выбор Дениса Катаева

В конце года подводим итоги и выбираем лучшее. Денис Катаев представил пятерку главных фильмов 2017 года. Это был сильный год для российского кино. Сразу три картины заявили о себе на весь мир: «Нелюбовь» Звягинцева, «Аритмия» Хлебникова и «Теснота» дебютанта Балагова. Главная сенсация года – «Квадрат» шведа Рубена  Эстлунда, он взял «Золотую пальмовую ветвь». А в оскаровской гонке настоящая давка: от Гильермо дель Торо до Кристофера Нолана. Но у нас условия жестче, всего пять мест. Пришлось выбирать самое лучшее. 

Главный арт-фильм года — «24 кадра», посмертный проект иранского режиссера Аббаса Киаростами, который ушел от нас в прошлом году. Эстетическое наслаждение, это не фильм, а современное искусство. «24 кадра» — это буквально 24 эпизода, 24 картины, ожившие полотна, сменяющие друг друга фотографии, которые делал на протяжении многих лет автор. Магия кино в онлайн-режиме. Объяснить, что происходит на экране, не представляется возможным, надо смотреть и внимать. Перед нами проносится жизнь, здесь мы можем разглядеть даже ветер. Визуально безупречное зрелище. Это был проект, который он вынашивал 40 лет до самого конца своих дней. В него режиссер уложил то, что в его воображении могло происходить до или после момента, который запечатлен на снимках.

Главная американская сенсация года — малобюджетный ужастик на тему расизма, который заработал в прокате рекордные 250 миллионов долларов при бюджете в 4 с половиной, это Get Out или «Прочь».

C одной стороны Get Out упакован как кино развлекательное, то есть такой комедийный или пародийный триллер с саспенсом. Молодой чернокожий парень едет знакомиться с родителями белой девушки, а попадает в ад. Однако начинка вполне себе интеллектуальная, потому так и взбудоражила. Молодому автору и правда удалось вместить сюда все — и Обаму, и Гитлера, и даже аллюзию на Ку-клус-клан. Главное, что препарирует режиссер — это расизм, который остается в Соединенных штатах даже в современной Америке главным бичом и скрытой угрозой. Правда, теперь он существует в несколько иных формах, проявляется в политике невмешательства или игнорировании беззакония и жестокости со стороны общества. «Черный теперь в моде» — такие фразы можно услышать в фильме. Внутри семьи девушки — шуточки про того же Обаму и постоянные намеки на цвет кожи. Но автор не делает ничего назидательного. Пил все время держит зрителя на поводке, сначала шутит так, что не перестаешь смеяться в голос, а потом дает по башке и оглушает страхом похлеще, чем фильмы Линча. Абсурд и реальность замешиваются в этом остросоциальном триллере во что-то взрывоопасное, в такое несложно даже поверить. В итоге получилось сатирическое и очень хлесткое произведение, которое добивается примерного такого же эффекта, как карикатуры Charlie Hebdo. Да, это провокация, но какая изощренная, искусно придуманный гротеск, который возрождает интерес к довольно банальной и наскучившей уже всем теме. Это все про страхи Америки, которые выходят наружу. Иногда они возвращаются, а может быть никуда и не уходили. Фильм «Прочь» на поверку оказался довольно серьезным рассуждением на тему того, что расизм никуда не ушел, он просто стал завуалированным. Вот до этой проблемы и пытается достучаться автор своими молодежными методами. Режиссер Пил выбирает для привлечения внимания хоррор. И это сработало.

Главный документальный фильм года показали на «Артдокфесте». И это дебют. Первый кинопроект великого театрального режиссера Анатолия Васильева — «Осел». Вроде бы автор его называет Work in progress.

Главный герой здесь именно он — осел. Он ведет Анатолия Васильева через восемь новелл. Упрямо, неспешно, как ему и подобает. «Осел» — это чистая поэзия, неспешная, красивая. Осел — культовое животное, которое отразилось в мировой литературе и искусстве. Осел он везде — от Ветхого Завета до латинского Рима. Вспомнить хотя бы «Золотого осла» Апулея. Вот и Васильев заставил своего осла вновь переосмыслить историю мирового искусства и посмотреть на человеческую жизнь со стороны. В кадре глазами осла мы видим играющего ребенка, а это уже настоящая пастораль, людей, которые одержимы им на празднике Палио, где почитают это животное и устраивают скачки, на которых побеждает только он, осел, а не наездник, мы видим даже как осел с гордостью и непокорностью принимает собственную смерть. Но вся эта жизнь рождается из сотен часов отснятого материала. Васильев умело все это уложил в два с половиной часа настоящей Одиссеи, от которой не оторваться. Жизнь осла вышла у режиссера на монтаже. Там он превратился в человека. Потому это кино, конечно, не про осла вовсе, а про человека. Более гуманистического зрелища я давно не видел, а еще это гимн искусству. Ведь здесь даже сам осел выходит на арену и фактически читает строчки из Тонино Гуэрры. «Вы реальнее меня?» — вопрошает с экрана осел Васильева, который выходит на эту арену в образе Марко Великого. Вся жизнь — игра. И даже жизнь осла.

Главные русские сенсации в игровом кино — это конечно «Нелюбовь» Звягинцева, которая уже попала в номинацию «Золотого глобуса» и шорт-лист «Оскара», и «Теснота» Кантемира Балагова, ученика Александра Сокурова, которая участвовала в конкурсе «Особый взгляд Каннского кинофестиваля». Обе картины занимают вторую строчку.

«Нелюбовь» Звягинцева — история про людей, которые хотят любви и никак не могут ее получить, из-за чего и страдают. Семья на грани развода, у супругов — любовники, а еще сын, который плачет за стенкой, когда родители в порыве ссоры размышляют, а не отдать ли его в детдом. Тот берет и убегает и наказывает их за нелюбовь. Это кино про великую гуманитарную катастрофу, которая с нами со всеми уже случилась, и которая выходит скорее причиной, чем следствием всех внешних катастроф. И здесь все довольно реалистично, а сюжет разворачивается как тонкий психологический триллер или семейная драма. А вокруг глобальный мрак и какая-то необратимость. Обычная московская семья из Южного Тушина существует в какой-то отдельной реальности, где важнее решить квартирный вопрос, чем задуматься о будущем собственного ребенка, где и скрыта та самая заразная нелюбовь, которая всех поглотила как очередной «Левиафан». Все человеческое, чувства, эмоции и переживания — все тотально девальвировалось. Всем друг на друга наплевать, есть только свои и чужие. И это тоже уже звенья «гребаной цепи», вирус «нелюбви» передается от поколения к поколению, а еще от картины к картине.

Семейная тема отыгрывается и в «Тесноте» Кантемира Балагова, правда с этническим оттенком. Ведь Балагов из Кабардино-Балкарии, про свою родину он и снимает. Точнее про ту родину, которая была в 90-х. Потому на заднем плане и звучит Буланова. Катализатор страстей — похищение, местные бандиты берут в заложники одного из членов семьи, сына, назначают выкуп. А близкие становятся перед тяжелым моральным выбором, который можно сравнить с коллизиями в картинах братьев Дарденн. Но что делать: в семье — трагедия, а на душе — ураган и желание жить и чувствовать. Вот с такой турбулентностью сталкивается главная героиня этого герметичного кино. Ее метания и переживания мы чувствует по картинке, намеренно сжатой и какой-то неуютной. Ее борьба, ее бунт против семьи, против себя, против обстоятельств — вот главная движущая сила картины. Тесно здесь всем, но теснее всего, конечно, ей, которая стала главной, чуть ли не сакральной жертвой. Ее как будто зажали в тиски, а голова вот-вот лопнет. А у зрителя — вслед за ней. В итоге на экране мы получаем сюжет библейского размаха, разобщенность и тотальное отсутствие взаимопонимания. А частные отношение и внутренний психоз проецируется на глобальную социально-политическую обстановку. Тесно и неудобно жить в таком безразличном мире, а потому разрыв семейный от отрезанных голов российских военнослужащих на Северном Кавказе — на расстоянии вытянутой руки. Это очень камерная, интимная и атмосферная история, но все-таки с эстетической точки зрения здесь тоже все безупречно, несмотря на кажущуюся документальность и скудность картинки на первый взгляд. Внутри — как будто современный арт, философская тонкая работа со светом, чуть ли не как у Джеймса Таррелла, теснота в кадре — все это воссоздано с какой-то ювелирной скрупулезностью и тщательно продумано. В общем, не понятно, как это снял дебютант, хоть и дебютант Сокурова. Вердикт такой: «Теснота» — абсолютно европейское кино, особый мир, особый режиссерский взгляд, в котором зритель растворяется до конца.

Ну и наконец главный фильм этого года — Call Me by Your Name («Зови меня своим именем») итальянского режиссера Луки Гуаданьино. Более пронзительного и искреннего кино про первую любовь я еще не видел.

Это чистое и нежное кино про summertime sadness или первую любовь в лучах солнца. Античная красота здесь повсюду. Великая красота и культура они ведь всегда идут рука об руку, одно без другого невозможно. 17-летний подросток Элио знакомиться с Оливером, молодым американским ученым, учеником отца. И получает целый каскад новых чувств и переживаний, ранее совсем не знакомых. Про эту волшебную трансформацию и есть это кино. Вот и получается классическая история про воспитание чувств прямо по литературе в духе Флобера или Пруста. Про что-то важное, про что нельзя сказать. Непорочное кино про зачатие важных чувств, без которых душа умрет уже 30-ти годам, потому так важно успеть это познать. Вот он — тест на взросление, экзамен на познание самого себя, который отличие сдает Элио. А еще это кино про родителей, которые могут тоже быть только в такой интеллигентной обстановке. Они понимают, принимают и сами наталкивают сына на такое самопознание. И пусть будет невыносимо больно, это просто это означает что ты живой и свободный. Просто такая сильная любовь. Эта картина, конечно, теперь один из главных претендентов на «Оскар». Для меня это точно лучший фильм года.

 

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века