Поддержать программу

«От "Прибытия поезда" до артхауса»: как братья Люмьер изобрели кинематограф, а заодно и его жанры на век вперед

Денис Катаев о том, почему нужно посмотреть киноальманах «Люмьеры!»
Ведущие:
Денис Катаев
1 313
0

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Расписание
Следующий выпуск
28 августа 14:25
воскресенье: 15:45, 22:35

Главная премьера этой недели — киноальманах «Люмьеры!», амбициозный проект директора Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо, полнометражный фильм, собранный из 144 короткометражек легендарных братьев Люмьер и сопровождаемый киноведческими и ироничными комментариями составителя. Это эффектное практическое пособие по истории кино, которое не может оставить равнодушным. Ведь у Люмьеров уже были заложены основы всех жанров и направлений современного кинематографа. Это не только авторы попсового «Прибытия поезда» — было у них еще и помимо этого много стоящих и пророческих штук. Настоящие экспериментаторы, которые еще и продвинули искусство кино по всему миру.

Кстати, «Прибытие поезда» ошибочно считают первой картиной братьев Люмьер. Началось все с «Выхода рабочих с фабрики Люмьер» — была у их семьи и фабрика, это была вообще довольно обеспеченная семья, успешные бизнесмены. А кинематограф для них начался с развлечения самих себя. Потом спустя несколько лет это увлечение оценят и тысячи людей в разных точках земля. Начиналось все в их родном Лионе — фабрика находилась прямо во дворе их дома, на улице, которая теперь называется улицей Первого фильма. С нее и мы начнем. Именно это кино принято считать первой картиной в истории. Но мало кто знает, что сняли этот выход не с первого раза. У Люмьеров было несколько версий этого события. А рабочих тщательно готовили к каждому появлению в кадре, и все равно многие нет нет, да посматривалии на чудо изобретение, это вообще свойственно многим героям их фильмов. И выходят рабочие с разными выражениями лиц, а вот собака пробегает, двери закрываются. На каждую деталь обязательно обращаешь внимание. В этом задача этих 50 секунд. 

Автор очень подробно рассказывает о каждом знаковым проектом первых кинематографистов. Потому «Люмьеры» можно смело назвать очень важным исследованием и киноманским сборником. Тьерри Фремо давно вынашивал эту заветную мечту — сделать полный метр из картин Люмьеров, каждая из которых длилась не больше 50 секунд, ровно столько, сколько позволял изобретенный ими в 1895 году аппарат «Синематограф». За 10 лет своей активной карьеры братья Огюст и Луи (режиссером был именно Луи) сняли полторы тысячи фильмов, разного уровня и качества, из которых можно вычленить шедевры. Их и отобрал Тьерри Фремо в архивах Люмьеровского института в Лионе, который он еще возглавляет. Он отреставрировал лучшие, снабдил их своими авторитетными комментариями, вот и получился эстетский киноколлаж о зарождении кино.

Вы увидите все это в процессе, в движении, поймете — возможно впервые, как строился кинематограф. Причем речь идет не только о документальном жанре. Это еще один миф, который распространяется вокруг Люмьеров. Мол, Мильес, тот который про «Путешествие на Луну» — это про игровое кино, а Люмьеры — про док. Но посмотрев альманах вы поймете, насколько они были впереди своего времени, как работали на стыке жанров, к чему мы и приходим постепенно сегодня. Каждый из представленных коротышей — как зародыш целого пласта в кино. Люмьеры — пионеры-герои. Они первыми показали, что такое кинематографическое время и как персонажи должны проводить его в кадре и вживаться в него, именно в их творчестве еще до Чарли Чаплина появляются первые комедийные гэги, они же запустили первые постановочные фильмы со спецэффектами, фильмы-катастрофы, ужастики и даже кукольный мультфильм с танцующим скелетом — тоже их рук дело. Они же изобразили и первую смерть, дуэль в Мексике. Или решились на технологический эксперимент, прикрепили киноаппарат к воздушному шару. В конце концов, именно Люмьеры изобрели авторский кинематограф, тот самый плавный и абстрактный артхаус: например, есть у них короткометражка, где в аквариуме все время плавают рыбки и больше ничего не происходит. Так что они не просто фиксировали жизнь начала XX века, но фактически и конструировали новую реальность. И потому это был уникальный экспириенс для первых зрителей движущихся картинок. Напомню, первый публичный коммерческий кинопоказ прошел 28 декабря 1895 года на бульваре Капуцинок в Париже. А дальше понеслось. С синематографом Люмьеры объездили весь мир. И в течение десяти лет де факто запустили свою франшизу, такой вот бродячий киноцирк со своими чудовищами и новой магией, искренностью того времени. Сами они уже просто физически не могли быть везде, потому отправляли своих посыльных операторов   повсюду, чувствуя популярность затеи, и давали им задания. Потому теперь мы имеем удивительную возможность узнать, чем жили в то время простые жители Токио, колониальное население Вьетнама, как выглядели горящие вышки в Азербайджане или Нью-Йорк в 1905-ом году. Они успели запечатлеть даже Москву, Тверскую до всякой революции, реконструкции и баррикад.