Поддержать программу
Искусственный отбор
17:13
23 февраля
Кино

«Если не «Ла-Ла Ленд», то кто?»: кто получит «Оскар» в этом году

Ведущие:
Денис Катаев
6 848
0

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку

26 февраля в Лос-Анджелесе вручат главную кинопремию мира. Дождь решил предсказать, кому в этот день достанутся «Оскары». Очевидно, что триумфатором станет фильм Дэмьена Шазелла «Ла-Ла Ленд», он соберет как минимум 10 статуэток. Эпохальный нелинейный мюзикл с Райаном Гослингом и Эммой Стоун о выборе между романтикой и мечтой, любовью и карьерой, действительно, стал главным событием 2016 года, а также определенно войдет в историю. Но, собрав все награды в главных номинациях на «Оскар» — «лучший фильм» или «лучший режиссер», — его могут обойти соперники. Внимание, вопрос: «если не «Ла-Ла Ленд», то кто?».

Лучший фильм — «Манчестер у моря», реж. Кеннет Лонерган, 2016 г. (либо «Ла-Ла Ленд», реж. Дэмьен Шазелл, 2016 г., если Кеннет Лонерган победит в режиссерской номинации).

Главный конкурент «Ла-Ла Ленда» — фильм «Манчестер у моря» Кеннета Лонергана, который раньше был заметным сценаристом и работал со Скорсезе. Эмоциональная камерная драма о жизни, которая всегда побеждает смерть, о безысходности, которую надо принимать, очень честное и точное кино, бьющее точно в цель. Один из самых серьезных фильмов из шорт-листа «Оскара» в этом году, но с улыбкой и надеждой на лице. Это очень американская, но при этом глобальная история, которая имеет все шансы на успех. Такие скромные и тихие ленты академики любят. Вспомните победителя прошлого года, фильм «В центре внимания» про расследование знакового для штатов секс-скандала, он именно таким и был. Потому холодная картина «Манчестер у моря» обладает способностью нокаутировать фаворита.

Лучший режиссер — Дэмьен Шазелл («Ла-Ла Ленд»), либо Кеннет Лонерган («Манчестер у моря»), если главный «Оскар» получит все-таки фильм «Ла-Ла Ленд». В данном случае все будет зависеть от того, кому вручат главный приз. Если награда, как мы и предсказываем, все-таки достанется картине «Манчестер у моря», то, безусловно, здесь Дэмьен Шазелл заслуженно получит свой «Оскар», потому что он сумел превратить среднестатистический мюзикл в виртуозный шедевр. Правда, возможна и рокировка. Лучшим режиссером может стать Кеннет Лонерган, тогда «Ла-Ла Ленду» уйдет главный приз.

Лучшая мужская роль — Дензел Вашингтон («Ограды», реж. Дензел Вашингтон, 2016 г.), Райан Гослинг на этот раз в пролете. Больше всего достоин этой награды Кейси Аффлек, который, похоже, сыграл лучшую роль в своей карьере в фильме «Манчестер у моря». Но его победа все более маловероятна. Во-первых, на Аффлека ополчились феминистки из-за секс-скандала, который разразился вокруг него: некие актрисы обвинили его в домогательствах и хамстве, правда, иск так никто и не подал, все ограничилось шумихой и твитами. Однако репутация подпорчена. Но есть еще куда более весомый аргумент, который доказывает, почему Аффлек все-таки проиграет. В прошлом году все так спорили по поводу #Oscarsowhite, что на этот раз академики будут просто обязаны вручить как можно больше наград афроамериканским представителям индустрии. И здесь очень вовремя подоспела картина Дензела Вашингтона «Ограды», которая в очередной раз перемалывает расовый сюжет, на этот раз от лица дворника, который пытается спасти свою семью в Америке 50-х. Сам Вашингтон, вероятнее всего, за свою роль «Оскар» по этим конъюнктурным соображениям и получит. А вот Кейси Аффлек остается из-за этого без заслуженной награды.

Лучшая женская роль — Изабель Юппер («Она», реж. Пол Верховен, 2016 г.). Если бедный Райан Гослинг на этот раз точно не у дел, то Эмма Стоун еще сохраняет надежду на победу. Хотя ее соперницы тоже наступают ей на пятки и вот-вот победят. Например, Натали Портман с лучшей ролью в своей карьере, она сыгарла Жаклин Кеннеди в душераздирающем фильме Пабло Ларраина «Джеки» про первую леди после смерти президента. Но мы ставим на темную лошадку — Изабель Юппер, которая может получить приз за свою гениальную игру в фильме «Она» Пола Верховена. Юппер давно заслужила номинацию на «Оскар», и вот, наконец, это случилось. Теперь ждем победы, что, конечно, будет вызовом для Голливуда. Ведь она не свой человек, француженка, практически невозможно себе такое представить. Но уже само попадание в номинацию — показатель того, что шансы велики. В этом шедевральном кино, садистской эротической драме про женщину, которую изнасиловали, а та взяла и перевела эту ситуацию в свою пользу, оба, и режиссер, и актриса, превосходят самих себя. Юппер более чем достойна выйти на сцену 26 февраля.

Лучшая мужская роль второго плана — Махершала Али («Лунный свет», реж. Барри Дженкинс, 2016 г.). Фильм «Лунный свет» Барри Дженкинса — один из тройки лидеров. Во-первых, это кино вписывается в тенденцию и тоже затрагивает расовые вопросы, в то время как «Оскар» перестает быть только «белым». «Лунный свет» — очень узкое и герметичное кино про чернокожих из Майами, политическое высказывание про предопределенность их судьбы, про то, как тяжело вырваться из порочного круговорота обстоятельств. Но одновременно это тоже, как и «Манчестер у моря», очень камерная и тонкая штука, проникновенная драма про воспитание чувств, три главы, три совсем не светлых повести, три стадии становления и поиска себя и своей идентичности на примере одного не самого успешного представителя этого сообщества. Лав-стори и поиски себя — это важное американское условие успеха. И это точно не пройдет незамеченным. При этом никакой конъюнктуры и стонов про ужасное положение чернокожих гомосексуалов здесь нет. Все очень достойно и без «Горбатой горы», на полутонах и полунамеках, скорее, просто про то, как быть услышанным и понятым в этом мире, среди родителей и друзей, в обществе и дома. И тут, конечно, сильнее всего работает гуманистический посыл картины. А по форме этот «Лунный свет» ближе эпохальному полотну «Отрочество» Ричарда Линклейтера, только здесь все гораздо с меньшим размахом, тоньше и спокойнее. Если не главный приз, то «Оскар» картина точно может получить за второстепенные номинации. Например, актер Махершала Али из «Карточного домика» здесь показывает чудеса мастерства.

Лучшая женская роль второго плана — Виола Дэвис («Ограды», реж. Дензел Вашингтон, 2016 г.). Виола Дэвис из фильма «Ограды» получит свой «Оскар» по тем же причинам, что и Дензел Вашингтон.

Лучший оригинальный сценарий — «Ла-Ла Ленд». Здесь опять же тоже самое: если не «Ла-Ла Ленд», то, скорее всего, «Манчестер у моря». Но победит «Ла-Ла Ленд».

Лучший адаптированный сценарий — «Лунный свет», реж. Барри Дженкинс, 2016 г., вот еще одна подходящая номинация для «Лунного света» Барри Дженкинса. Фильм снят по пьесе Таррела МакКрейни.

Лучшая работа оператора — «Ла-Ла Ленд». Здесь у «Ла-Ла Ленда» практически нет конкурентов. Разве что в «Лунном свете» оператор Джеймс Лекстон выдает тоже что-то магическое.

Лучшая песня — City Of Stars («Ла-Ла Ленд»). В музыкальных номинациях с «Ла-Ла Лендом» лучше вообще рядом не стоять. Саундтрек к этому фильму слушает уже весь мир, он стал лидером по скачиванию в Itunes. Ну а песня City Of Stars, которую напевает Райан Гослинг, пожалуй, самая популярная из всех.

Лучший документальный фильм — «Я вам не негр», реж. Рауль Пек, 2016 г. Картина «Я вам не негр» уже своим названием отвечает на главную тенденцию этого «Оскара», лишь бы не показаться sowhite. Но при этом это и правда сильное кино, захватывающая история пламенной и страстной борьбы афроамериканцев за свои права — в этом случае на примере судьбы популярного чернокожего писателя и активиста Джеймса Болдуина, который вместе с Мартином Лютером Кингом сражался против сегрегации. Это его лозунг и есть — «Я вам не негр»! Отличный был бы манифест для академии после прошлогоднего скандала.

Лучший фильм на иностранном языке — «Коммивояжер», реж. Асгар Фархади, 2016 г. В этой номинации победу все предсказывают лучшей немецкой картине прошлого года «Тони Эрдманн». Хит европейского проката, фурор в Каннах, ювелирно сконструированная поколенческая история про взаимоотношения непростого, но юморного отца с непростой, но деловой дочерью с невероятными гэгами и поворотами — все это как будто создано для «Оскара». Но не все так просто. Успеху фильма может помешать иранский режиссер Асгар Фархади и его картина «Коммивояжер». Но тут снова в дело вмешивается политика. Фархади демонстративно отказался приезжать на церемонию в Лос-Анджелес из-за указа Трампа об ужесточении иммиграционной политики. Все это только теперь ему на руку, в пику президенту США теперь «Оскар» и вручат. Хотя кино неплохое, очередная житейская притча про простые истины, очень умело разыгранная история про моральный выбор в театральных рамках. А еще это отличный социальный проект, в котором Иран открывается с новой стороны: это не герметичное исламское государство, где ущемляют права всех кого можно и выращивают террористов, здесь Тегеран — место проживания европейских по сути людей, ментально нам очень понятных и близких. Потому и «Оскар» им вручить можно.

Фото: Reuters