Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Как немец стал ваххабитом
В прокат вышел новый фильм о чеченской войне
Читать
10:17
0 7986

Как немец стал ваххабитом

— Искусственный отбор
В прокат вышел новый фильм о чеченской войне

На этой неделе в прокат выходит любопытный художественный фильм про войну в Чечне, который называется No comment. В фильме Артема Темникова сталкиваются две судьбы. Российского офицера-разведчика, примерного семьянина, и немца, который отказался от своего прошлого во имя любви к молодой турчанке и был завербован ваххабитами. Наверное, это первая, после Балабанова, Сокурова и Учителя, работа  российского режиссера, который заинтересовался той войной. Денис Катаев выбрал фильмы, которые сегодня на фоне разгула террористов из ИГИЛ, смотрится особенно остро.

No comment, реж. Артем Темников 

Немецкий подросток бунтует против родителей и уезжает на далекую войну в Чечню. А там воюют ваххабиты из разных стран, арабы, турки. И вот к ним присоединяется главный герой. Очень напоминает злободневную сегодня вербовку исламистов. Так что кино очень интересное в контексте дня сегодняшнего.

Фактически фильм снят на основе документальных источников, режиссер отсмотрел перед съемками многочисленные видеоотчеты чеченских боевиков и солдат российской армии с последней войны, с кассет, которые находили на месте боев. Кроме того, автор-дебютант Артем Темников бывал в горячих точках вместе с телевизионными группами. Потому и кино у него такое получилось, практически мокъюментари — приближенное к реальности, хоть и художественное. В качестве метода как раз и использована та самая ручная камера. 

Все персонажи этого кино сами снимают себя и окружающую их военную реальность. Как будто мы и видим это их глазами, чтобы максимально добиться эффекта присутствия. В фильме несколько историй, которые пересекаются в одном месте, в Чечне. Это кино про молодых людей, которые по разным причинам попали в это кровавое колесо войны, оно их и перемалывает. Помимо немца, ставшего Хамзой, и влюбившегося в чеченскую девушку, это еще российский спецназовец, молодой командир, примерный семьянин, любящий отец и муж, который постоянно шлет видеоприветы домой. Вместо того чтобы наслаждаться молодостью, семьей, дружбой и работой, в общем, жизнью, эти молодые люди воюют, бесцельно и не понятно ради чего, ради каких-то мифических планов ваххабитов. 

Вот такая очередная попытка антивоенного манифеста в наше напряженное время. Одновременно портрет тех самых молодых, которые становятся жертвой пропаганды террористов, которые отправляются на чужую войну и губят себя и других. 

Фильм впервые показали на фестивале «Кинотавр», но он остался без наград. Интересно, что режиссер задумал это снять еще несколько лет назад, то есть задолго до последних информационных поводов.

«Поиск», реж. Мишель Хазанавичус

Еще один фильм-участник «Кинотавра» про чеченскую кампанию, снятый в Грузии в строжайшей секретности. Режиссер, снявший до этого фильм «Артист», говорит, для него это очень личный проект: давно хотел снять кино про ужасы этой войны. При этом все, даже самые либерально настроенные авторы, вынесли свой вердикт: фильм предвзятный, необъективный и однобокий. 

Действие происходит осенью 99го, в момент начала второй чеченской войны, которая официально называлась «контртеррористической операцией». На начальных кадрах — любительская видеозапись: российские военные расстреливают чеченскую семью. А главный герой — 10-летний чеченский мальчик, который ищет свою сестру, которая объявлена террористкой, после того как его родители вот так погибают. А дальше подключается международная общественность: сначала он попадает в руки сотрудницы Красного креста, сердобольной американки, которую играет Аннетт Бенинг. Затем прибивается к сотруднице комитета по правам человека Евросоюза, француженке Кароль, ее и играет супруга режиссера, известная по «Артисту» Беренис Бежо. Она собирает информацию о происходящем в Чечне и пытается добиться реакции Брюсселя на случаи массовой гибели мирных жителей. Вот потому фильм и назвали предвзятым. Русские — звери. Все остальные — жертвы. Черное и белое. Именно в тенденциозности, «неумении подняться над схваткой и услышать аргументы обеих сторон» обвинили некоторые российские журналисты в Каннах фильм Хазанавичуса. Французские же СМИ, наоборот, сочли, что фильм получился «беззубым», а взгляд режиссера на бесчеловечную сторону этого конфликта ничего нового зрителю не принес. 

Фильмы про Чечню на фестивале «Артдокфест»

«Чеченская семья», реж. Мартин Сола

Еще один французский проект, но уже совсем под другим углом: фильм-танец, фильм про культуру народа без войны. Только про традиции, только про красоту. И в этом уже большая ценность этого кино. Танец в данном случае как терапевтическое средство ухода от боли и страданий. Танец — ритуальные движения, практикуемые чеченскими мусульманами. С помощью танца они погружаются в религиозный экстаз, это лучший способ ухода от ежедневных проблем, бед настоящего и трагедий исторического прошлого народа и его семьи. Сплошная поэзия и никакой драматургии.

«Чечен», реж. Беата Бубенец

Драматический социальный фильм, такой настоящий «Артдокфест». Про чеченца, в котором живет вирус войны, потому он ищет теперь ее повсюду. Он как раз про чеченца, который теперь без войны жить не может. Ученица «Мастерской Марины Разбежкиной» Беата Бубенец сняла фильм про человека, который всегда воевал, сначала в Чечне, а когда там все успокоилось, он стал искать горячие точки повсюду. Так и попал сначала в Абхазию, потом в Тирасполь, а в 2013 году отправился в Украину, на Майдан и на Донбасс. Он продолжает воевать всегда. Таков его смысл жизни. Человеческая трагедия.

Изображение: кадр из фильма No comment

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века