Поддержать программу
Искусственный отбор
10:42
27 сентября

Масоны в Москве: все о новой променад-опере «Пиковая дама»

Ведущие:
Денис Катаев
2 537
0

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку

В Москве — бум иммерсивности. Формат интерактивных спектаклей с погружением публики в процесс оказался у нас таким же восстребованным, как и в других мировых мегаполисах. И вот очередная премьера – «Пиковая дама». Этот проект оказался новым словом уже в знакомом жанре. Потому что это, в первую очередь, опера, а потом уже — спектакль-променад.

Основа тут классическая. Александр Сергеевич и Петр Ильич на своих местах. Их духом пахнет. А в интерьерах роскошного особняка Гончарова-Филипповых в центре Москвы, где происходит действие, живую музыку исполняют солисты ведущих московских театров, хор и оркестр. Но вот форма современная: публика становится частью оперной постановки, попадает внутрь и может рассмотреть ее героев с разных ракурсов, как будто в формате 3D. То есть, опера теряет свой снобский и элитарный неприступный статус и становится более демократичной. Однако это только в воспритии. Сама форма этого спектакля сохраняет аристократическую стать. Зрители как будто становятся членами массонской ложи. Каждый спектакль могут посетить лишь 54 человека, по числу карт в классической колоде. Почтенная публика становится свидетелм мистического священнодействия, окруженного масонскими символами. Вот она какая, эта таниственная Дама Пик. Правда, даже этот ритуал подлежит развенчанию.

Эта «Пиковая дама» появилась, на самом деле, раньше, чем в Москве увлеклись интерактивным театром. Еще два года назад ее задумали и обкатали, потом долгое время потратили на тщательную подготовку, по бродвейскому формату. Ведь внутри надо было соединить много вещей и людей из разных сфер дейтельности. И вот наконец вывели на зрителя. В спектакле заняты сотни человек. Среди исполнителей — действующие артисты российских музыкальных театров, музыканты и целый оркестр. Есть даже звезды. Партию Германа в одном из составов, например, теперь исполняет Петр Налич, выпускник Гнесинки — и смотрится здесь на своем месте.

Эта «Пиковая дама» получилась еще и своеобразным Троянским конем. Спектакль-променад приучает московскую публику, которая привыкла к развлечениям, к тому, чтобы ее постоянно удивляли, к классической форме, то есть к той самой опере. В таинственной, мистической, эффектной игровой обертке они получают качественный и академический в каком-то роде продукт, от которого по разным причинам обычно среднестатистический зритель отказывается, потому что скучно и непонятно. Здесь же скучать не придется. То есть получается культуртрегерская и образовательная функция у этой «Пиковой дамы». Чайковский и Пушкин — просто в трехмерном формате. Представьте себе: вы как будто надеваете шлем и попадаете к ним в голову, в их безумный мир, наполненный самыми неожиданными фантазиями. Мало того, вы становитесь частью этого мира, который возможно вас введет в какое-то приятное гипнотическое состояние. Место погружения, кстати, тоже играет большое значение.