Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Лучшие американские фильмы года: от брутальной драмы про подростковую сексуальность до политического манифеста про расизм
Что смотреть в выходные
Читать
07:21
0 8883

Лучшие американские фильмы года: от брутальной драмы про подростковую сексуальность до политического манифеста про расизм

— Искусственный отбор
Что смотреть в выходные

В эти дни в Москве показывают лучшее американское независимое кино 2017-го — это кинофестиваль американского артхауса 2017. Фильмы показывают на двух площадках — в Музее современного искусства «Гараж» и в Центре документального кино. В программе — призеры крупнейшего американского фестиваля «Сандэнс», также других смотров, например, из Венеции. Среди имен — классики и новые радикальные авторы. Большинство картин первый и, возможно, последний раз появятся на российских экранах. 

Самая главная премьера — брутальная драма «Пляжные крысы». Фестивальный хит, приз за режиссуру на «Сандэнсе», одна из самых обсуждаемых картин года. Представьте себе Валерию Гай-Германику, только американского масштаба, еще жестче и правдивее про агрессивные проявления подростковой идентичности и сексуальности. Кстати, автор этого мужского фильма — женщина, Элайза Хиттман, сегодня одна из самых перспективных американских режиссеров.

В маскулинную среду попадает главный герой фильма Фрэнки из Бруклина, типичный бездельник из банды таких же, как он, который не только разбирается со своим телом и тестостероном, но и зарабатывает на этом деньги: он разводит мужчин в видеочатах. Но теперь ему предстоит встретиться с ними один на один, и он погружается темный и мрачный мир, где проявляется все перверсивное и извращенное, что может быть в человеке.

Такой авторский экстаз, в данном в случае про сексуальность 17-летнего подростка, который с жаром проводит летние каникулы. Он безудержно занимается сексом, но в какой-то момент встречает 15-летнюю девушку, которая пробудит в нем совершенно иные чувства. Это эротическая драма навзрыд про ночных животных, которые просыпаются в каждом из нас, про гиен, которые нападают на нас постоянно. Очень жесткая и физиологичная история получилась. Фильм о жизнях, зашедших в тупик, в темный лес, из которого, как им кажется, нет выхода. Хотите встряски - вам на “Пляжных крыс”.

Главный интеллектуальный фильм — «Экслибрис. Нью-Йоркская публичная библиотека», приз ФИПРЕССИ последнего Венецианского фестиваля. Автор — легендарный американский документалист Фредерик Уайзман. Почти четырехчасовое кино рассказывает о том, что из себя сегодня представляет эта библиотека.

Казалось бы, на первый взгляд скучная тема оборачивается пронзительным манифестом гражданского общества и демократии, которая победит любые политические катаклизмы. На экране — будни знаменитой Нью-Йоркской публичной библиотеки и ее филиалов на Манхэттене, в Бронксе и Статен-Айленде. Лекции, семинары, мастер-классы, заседания попечительского совета, совещания по развития. На деле выходит увлекательное исследование про то, как формируется гражданское общество, которому не страшен Трамп.

Библиотеки, показывает нам режиссер, и есть гарантия стабильности от любых политических катаклизмов. Теперь это не просто хранилище бумажных и электронных книг, это то самое место, где в центре внимания оказываются люди, а все действие направлены на увеличение инвестиций в человеческий капитал. Здесь простые люди, в том числе бездомные и безработные, могут разобраться в творчестве Габриэля Гарсиа Маркеса, разыграть спектакль, цитируя абзацы из Декларации независимости США или просто послушать стихи про безответную любовь.

Еще это инклюзивный центр, где доступ к знаниям получают в полной мере и люди с особенностями развития. Так что в какой-то степени библиотека выходит новым общественным правительством — такое выражение идеалов демократии. Вот смотрите: в современном мире можно жить независимо от политиков и чиновников. Трамп не опасен, если у тебя есть такое место, как Нью-Йоркская публичная библиотека.

Еще еще один документальный киноэксперимент, который превращается в триллер-исповедь про расизм и травмы истории. В этот раз — хит из Локарно, фильм с красивым названием «Думал ли ты, кто стрелял из ружья?» отправляет зрителей в небольшой городок в штате Алабама. Американец Трэвис Уилкерсон разбирается в родовых травмах. Это его документ-покаяние. Здесь, в этих местах, в 46-м его прадед убил афроамериканца и избежал наказания за это. Как это случилось? Это и пытается понять автор.

Но оказывается, даже в современной Америке трудно добиться правды. Попытки расследования сталкиваются с очень активным сопротивлением — например, со стороны консервативной части общества того городка, местные жители буквально ополчились на режиссера за попытку снять это кино. Есть и такие, которые открыто гордятся преступлением предка. Поиск в архивах тоже результата не принес. Что говорит о том, что тот южноафриканский расизм никуда не исчез, его скрыли за толерантностью, но он до сих пор дает о себе знать.

Случайно или нет, но премьера этой картины фактически совпала с трагическими событиями в Шарлотсвилле. Автор ответа не получил, но современное американского общество все еще, оказывается, не освободилось от тех предрассудков. Это жуткий эмоциональный итог этого политического интимного манифеста. Вообще, это очень близкая нам история, ведь все чаще мы слышим, как наши современники разбираются, кем были их предки — карателями или узниками во времена сталинского террора.

«Счастливчик» — фильм, где свою предпоследнюю роль сыграл великий Гарри Дин Стэнтон. Здесь он в роли 90-летнего атеиста, которому поставили смертельный диагноз. Но он не собирается сдаваться, лечиться и проводить последние дни на больничной койке, он выбирает в своей ситуации лучший ответ страшной болезни: начинает еще больше пить, курить и философствовать.

А что еще остается: семьи нет, из молодости есть, что вспомнить, друзей, которые поддержат — предостаточно. В этом очень ярком и смешном манифесте жизни снялся, кстати, Дэвид Линч, что становится отличным бонусом при просмотре. Иногда в нашем хаотичном мире не хватает такого холодного и циничного взгляда на него, который, как ни парадоксально, жить как раз и помогает. 

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века