Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Назад в будущее: новое гибридное искусство в Петербурге
Репортаж с открытия крупнейшей выставки сайнс-арта в России
Читать
10:52
0 2344

Назад в будущее: новое гибридное искусство в Петербурге

— Искусственный отбор
Репортаж с открытия крупнейшей выставки сайнс-арта в России

Выставка Lexus Hybrid Art всегда была на стыке науки и технологий. Каждый раз — в новом неожиданном формате, но обязательно в инновационном. В прошлом году выставка проходила в московском театре «Россия», который она модернизировала под себя. Теперь пошли еще дальше и вовсе решили переехать в Петербург, в обновленный «Манеж». Денис Катаев посетил выставку и рассказывает о том, какое оно — будущее.

Свое окно в будущее выставка в этом году открывает в Петербурге. Точнее, портал или научную лабораторию, где пытаются в эту ближайшую перспективу пристально всмотреться. И все, конечно, в модном сегодня интерактивном формате, где посетители становятся участниками процесса моделирования будущего. Это и есть то самое мультижанровое искусство, без которого, судя по всему, сегодня уже никуда: и театр, и видео-арт, и перформанс. Все срослось: актеры, зрители, декорации, картинка и музыка – это составные инструменты для создания нового проекта города-солнца. Они сошлись — утопизм и урбанизм — в таком гибридном экстазе. Стараниями одного художника — Дугласа Коуэплэнда.

Но футуристов такое может и не порадовать. Скорее этот конструктор придется по душе ретро-футуристам, романтикам, тем, для кого правильный путь – это все же «Назад в будущее». Именно такое видение в Петербурге и представил знаменитый канадский художник, дизайнер, писатель и футуролог Дуглас Коуплэнд. В мире он хорошо известен своими исследованиями массовой культуры и новой цифровой эпохи. Как-то он написал манифест этого диджитального мира – Generation X. Ему и посвятили в этот раз всю выставку Lexus Hybrid Art. Это тоже своего рода эксперимент. Предвосхищение будущего по Коуплэнду не отрывается от настоящего и прошлого. Одно не может без другого. Проектирование невозможно без толкования происходящего и анализа  произошедшего. Выставка  Коуэплэнда состоит из разных динамических ячеек этого конструктора, где разворачиваются отдельные сюжеты, как какие-то порталы со своим представлением и перформансом, где работают актеры. Вот там и возникают, как предчувствие, до боли знакомые темы – космос, ковбои и физкультурники. Правда, они все же обретают роботообразный облик и, судя по всему, искусственный интеллект, без которого сегодня никуда. Но все это опять же под бодрый синти-поп 1980-х, который не перестает бодрить и вдохновлять современников. Это те самые культурные коды, которые и формируют реальность, составляют фундамент для любого развития и движения вперед.  

Дуглас Коуплэнд, художник:

 — Будущее наступит очень быстро. Необязательно оно где-то там в перспективе, оно и здесь, внутри настоящего. Ты даже не ожидаешь этого, а новое уже где-то рядом, это постоянно происходит. Будущее и настоящее – это все один и тот же процесс. Мы постоянно находимся на новой стадии человеческого развития. Нельзя верить в предсказания, если ты не устойчив здесь и сейчас. Ведь мысли в голове всегда одинаковы. И прошлое тоже всегда где-то рядом. Я же писатель. Когда я читаю книгу, я возвращаюсь туда, обдумываю, а как только я закрываю книгу — я снова оказываюсь в будущем. И это круто, но одновременно пугающе. Но нет никаких правил. Вот, например, даже ковбоям есть место в будущем...

 

Пять лет назад я осознал, что мир развивается намного быстрее, чем мои мозги. Вот почему я и решил заняться такими визуальными работами, чтобы зафиксировать соображения. Решил просто перестать писать об этом, приступил к действию. И сжал все эти мои представления, предвосхищения до таких мельчайших деталей, чтобы всмотреться. В итоге, создал вот эти сцены, такие островки жизни, каждый из которых наполнен определенными чувствами и ощущениями, своим духом, это и есть мое измерение будущего.
 

 — Так есть ли надежда на будущее? Сейчас все переживают, напряженная международная обстановка...
 

 — Cлушайте, я жил во время холодной войны, тогда мир мог взорваться каждые пять секунд. Такого же больше нет. Господи, сегодня все так легко и просто. Исламское государство - это ничто, холодная война была в тысячу раз страшнее. Наоборот, люди наконец-то выдохнули. Сейчас все правда хорошо.  

Но в первую очередь — это, по традиции, интерактивный перформанс. Насыщенный визуальный сенсорный трип, как принято в подобных контактных бродилках. К будущему здесь можно прикоснуться, именно потрогать руками. Зрители сами становятся инженерами будущего. Пульт управления новой реальностью в их руках. Они — демиурги, которые и формируют урбанистический ландшафт, в буквальном смысле: получают от перформеров символический строительный материал – разноцветные кирпичи. Из них в течение двух недель работы экспозиции, по задумке автора, посетители будут складывать свою конструкцию, строить свою модель. Получается такой «арт ин прогресс», результат которого можно будет увидеть только в конце. В итоге — отличный эксперимент про возможность взаимодействия, доверия и единого взгляда в наше хаотичное время. Вот это есть реальный способ наконец прогнуть изменчивый мир под себя.

Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века