Поддержать программу
Искусственный отбор
10:35
24 марта
События

Москвичи выстроились в очередь за Гелием

В Третьяковской галерее новая выставка художника Коржева
Ведущие:
Денис Катаев
2 564
1
Расписание
Следующий выпуск
5 декабря 14:25
воскресенье: 22:45
понедельник: 01:45, 03:45, 14:25, 17:45, 20:45
вторник: 01:45, 03:45, 08:45, 10:45

Вчера, 23 марта, в Третьяковской галерее на Крымском валу в Москве открылась выставка советского художника Гелия Коржева. Денис Катаев сходил на открытие и узнал, почему это событие пропустить никак нельзя — как выставку Серова.

Гелий Коржев конечно, один из главных наших советских классиков. Хоть еще недавно и был современником, он ушел из жизни в 2012. Но такая масштабная экспозиция его наследия проходит, похоже, впервые. Пропускать такое нельзя. 

Уникальность выставки еще в том, что на ней действительно собрали много работ, которые никогда в Москве и не были. Из 160 произведений лишь 25 — из российских музеев. Ни одной работы этого художника после 1986 в нашей стране нет. Все остальное удалось привезти из частных коллекций, в том числе значительную часть из собраний, которые хранятся в США. Итак, здесь снова про соцреализм. Но на этот раз — и правда с человеческим лицом. 

«Мать», Г.М. Коржев. 1964–1967. Холст, масло. Третьяковская галерея

Если на последних выставках романтического соцарта в Манеже или Александра Герасимова в Историческом было все больше про эпоху, про ту номенклатуру, вождей и их съезды, то здесь —  про реальную жизнь в то время, про людей, которые выживали, страдали, мечтали и влюблялись. Все те герои поствоенной советской эпохи, те, кто был при Сталине, застал оттепель, и перестройку. А вместе с ними герои выдуманные, фантастические, библейские и мифические, чтобы подчеркнуть ту самую реалистичность. Те самые тюрлики или серия про Дон Кихота. И вообще что-то местами сюрреалистическое. 

На этой выставке удалось очень полно отразить весь масштаб творчества Гелия Коржева. Но главное здесь, конечно, — человеческое, экзистенциальное. Именно это и привлекает в Коржеве больше всего. Именно эти работы заставляют остановиться и задуматься. Есть, конечно, и хиты, мимо которых не пройдешь: легендарный триптих «Коммунисты», например. Но поражает другое: лица и образы советского народа, которые пытался передать художник. Все началось еще в войну, в эвакуации — на выставке есть портреты голодных и несчастных детей, которых он видел. 

«Художник», Г.М. Коржев, 1961. Холст, масло. Третьяковская галерея

А даже уже после бойни — пьяные валяющиеся мужики, дети, которые пытаются их поднять на колени со словами «Папа, пойдем». Все как-то безрадостно, депрессивно, но надежда остается. Как символ —хрестоматийная картина «Поднимающий знамя» из тех самых «Коммунистов». А вот рядом — светлые лица, которые в 1945 смотрят в облака. Или советские влюбленные, уставшие пожилые лица, нагруженные руки и никаких сияющих высок коммунизма — так описывал свою работу сам художники. От идеологии Коржева, конечно, будет отделить сложно. Да, коммунисты, но все же это пристальное внимание к людям, признак оттепели на лицах его героев. Соцгуманизм  — вот как можно назвать этот стиль. Крупным планом морщинистое лицо старушки, прикрытое рукой с явно выделяющимися венами, — тоже символ.  Даже комиссары у Коржева — с кисточкой в руках. А в конце туннеля — всегда свет, как на показательной и центральной картине выставки  «Художник», где безработный и явно несчастный художник рисует на асфальте белым мелом то, что так давно хотел. Вот и творчество Коржева такое — попытка пробраться сквозь весь ужас, мрак и трагедию к чему то все таки человеческому и родному. А если не получается, то людей с их переживаниями заменяют тюрлики и натюрморты. 

Много картин на выставку отдал коллекционер Алексей Ананьев, который давно Коржева собирает, при жизни его поддерживал. Для его Института русского реалистического искусства это центральный персонаж. 

Алексей Ананьев показывает свою коллекцию и рассказывает о бизнесе и искусстве

И еще один важный донатор — американский коллекционер Реймонд Джонсон. Он привез в Москву больше 30 работ. И в наше время это уже подвиг. 

На обложке: «Перед долгим путешествием», Г.М. Коржев