Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Дневники Берлинале: реалистичная сказка от Каурисмяки и мелодрама с киллером в духе Тарантино
Денис Катаев о фильмах-участниках конкурса
Читать
09:29
0 3977

Дневники Берлинале: реалистичная сказка от Каурисмяки и мелодрама с киллером в духе Тарантино

— Искусственный отбор
Денис Катаев о фильмах-участниках конкурса

В новом выпуске Денис Катаев представляет первые фильмы, участвующие в конкурсе кинофестиваля: один из самых ожидаемых фильмов сезона от режиссера Аки Каурисмяки и азиатский фильм про гуманизм «Мистер Лонг».

Последний романтик — такое определению этому финну дал как-то кинокритик Андрей Плахов в своей книге о нем. Аки Каурисмяки с упорством продолжает гнуть эту линию и честно рассказывает о мире в категориях простых истин. Он знает, где хорошо, а где плохо, где добрые люди, а где злые. И никаких вам альтернативных реальностей и post-truth. Все же предельно ясно, реалистичная сказка. Вот она одна такая — наша жизнь. С беженцами, чужими, непохожими, но главное для него — людьми. Главный герой, карикатурно измазанный углем, прибывает на пароме в порт, потеряв дом, родину и сестру. Попробовав сделать все по правилам и стать беженцем официально, он сталкивается с бюрократическим и холодным отпором системы.

Но в этой системе всегда найдется место хорошим людям, которые спасут. Все это — типичные персонажи Каурисмяки, те самые по-русски лишние люди, не приспособленные к жизни с характерными лицами, которые кочуют у него из фильма к фильму. Главные из них — хозяин ресторана на окраине Хельсинки и его сотрудники-бедолаги, которым не до бизнеса, они просто так живут, нелепо, но по совести. Они и выручают беженца, дают работу, помогают найти сестру. И, конечно, как всегда у Каурисмсяки все они с отменным чувством юмора, который тоже спасает. Чего стоит только эпизод с превращением захудалого ресторанчика в суши-бар. Люди в его вселенной оказываются выброшенными на обочину, как и это кафе. Но они устраивают на этой обочине свой пикник, а в итоге помогают зализать друг другу раны. Они беззащитные, как и домашние животные — в фильме это сравнение тоже отчетливо передано, но только на них и держится этот мир. Их любой может обидеть, что и происходит с главным героем, который получает по полной то от ночных хулиганов, то от финских неонаци. И только они, на грани отчаяния и в бедственном состоянии в правом пике и иммигрантском кризисе, с которым столкнулась Европа, способны спасти друг друга. Вместе победим.

И потому это кино не конъюнктурщина, как многие уже успели его обвинить из-за беженцев, и не желание вписать себя в контекст. Каурисмяки — чистое искусство и дистиллированный гуманизм, о котором все чаще забывают в пользу государственного эгоизма. И, безусловно, теперь можно с уверенностью сказать «По ту сторону надежды» — главный фильм Берлинале 2017.

Знакомьтесь, Мистер Лонг — китаец, безэмоциональный профессиональный киллер, который в духе Тарантино виртуозно со смачной кровищей расправляется со своими жертвами. Но однажды он проваливает задание, зато обретает новую жизнь и главное — ее смысл. А кино из экшена превращается в романтическую мелодраму. Там в Японии он встретит женщину-наркоманку с очаровательным ребенком, они спасут его. А тот ответит добротой всему городу. Киллер оказывается еще и профессиональным поваром, который накормил всех своими шедеврами. Но кулинарная мелодрама еще не раз будет прерываться хореографией побоищ, драк и насилия. Вот и получается, что «Мистер Лонг» — такой удивительный азиатский микс, который смешивает жанры, где мелодрама постоянно на грани пошлости, а триллер — китча. Но магия кино, которой явно мастерски владеет японский режиссер Сабу, в точности как его главный герой оружием, ставит все на свои места. А в итоге получается очень милое наивное и хрупкое кино, маленький шедевр, в котором снова про гуманизм. Ведь даже киллер, конечно же, может говорить сердцем, по Сорокину. Потому Мистер Лонг, как и сирийский беженец достойны сострадания и внимания.

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века