Поддержать программу

Что смотреть на фестивале NET: голая абстракция, природная стихия и португальские уроки литературы

Ведущие:
Денис Катаев
3 012
0

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку

Не успела Москва вздохнуть после фестиваля «Территория», как на подходе очередной театральный — NET, новый европейский театр. Старейший в России, в следующем году — юбилей, 20-летие. Все это время у руля два ведущих российский театральных критика — Марина Давыдова и Роман Должанский. Главная цель — просветительская. Знакомство российской публики с теми именами, которые она должна знать, потому что эти спектакли участвуют в программах лучших европейских фестивалях. Сегодня NET проводят в особых условиях: аресты театральных деятелей, тяжелая финансовая ситуация и полное отсутствие господдержки. Но фестиваль продолжается. 

И вот главные звезды программы этого года. Во-первых, швейцарский режиссер, художник и музыкант Том Луц с особым методом театральной выразительности из Цюриха. В Москву он привезет эффектный и новаторский сайнс-арт под смелым названием «Проект необычных погодных явлений». Луц визуализировал научно-популярную книгу американского физика Ульяма Р. Корлисса. Тот каталогизировал редкости в природе: дождь, идущий в обратном направлении, четырехкратный закат или путаницу во временах года. Луц показал, как все это выглядит на сцене, под живую музыку. Вот и получается стихийная симфония для тромбона, трубы, скрипки, кассеты и световой машины. 

Португальский драматург, актер и худрук Национального театра королевы Марии II в Лиссабоне Тьяго Родригес заставит москвичей выучить одно стихотворение. Именно так происходит на его перформансе, который прямолинейно называется «Наизусть». Естественно, люди услышат эти строфы впервые. Придется поднапрячься и вспомнить школьную пору. Но параллельно Родригес как будто методом НЛП расскажет всем зрителям спектакля целый набор, казалось бы, бессвязных историй. Личные воспоминания о бабушке смешиваются здесь с историями о Борисе Пастернаке или о поваре с севера Португалии. Но все это не просто так, а связь так же, как и стихотворение, обязательно проявится в конце постановки. А еще, как утверждают авторы, это заповедь, курс подготовки к сопротивлению, ведь все люди в процессе заучивания текста сближаются и становится одной бандой. «Как только стихотворение знают наизусть 10 человек, ни КГБ, ни ЦРУ, ни гестапо уже не смогут ничего с нем сделать, оно выживет». Ну смысл ясен — дело художника, его творчество, живет вопреки всему, его не задушить ничем. 

Греческий радикал Димитрис Папаиоанну только недавно приезжал в Москву на «Территорию», где показывал медитативное 6-часовое полотно «Изнанка», в котором тридцать перформеров повторяют одни и те же простые движения в Афинах. Теперь пришел черед его театральной постановки. В Москву он привезет свою свежую работу «Великий укротитель». На сцене, как обычно, у него много обнаженных, тела он складывает в свои особые необычные архитектурные композиции, формы, фантазии и оптические иллюзии. Это его родная вселенная, которая на этот раз постигает секреты путешествий и новых открытий. Антроопоцентричность — главная характеристика творчества Папаиоанну. Человека он рассматривает как будто под микроскопом, в этом ему помогают верные перформеры. Получается какой-то сказочный акробатический аттракцион про непознанную вселенную. Арт-инсталляция, опять же, на стыке с театром и кино. Таков его ритуал, так греческий режиссер пытается понять, откуда мы и главное куда. 

Но самое главное событие фестиваля NET проходит вне театральных сцен. Это серия кинопоказов, но она именно что про театр. Про легендарный берлинский театр Фольксбюне, который располагается на площади Розы Люксембург. Фольксбюне стал событием европейской театральной жизни на протяжении последней четверти века. Это эпоха руководства театром знаменитого режиссера Франка Касторфа. Но в этом году живой классик ушел со своего поста, не без скандала. В Германии до сих пор обсуждают статус легендарной институции, с новым руководством Фольксбюне может потерять свое лицо, превратиться в международный арт-центр, а это уже другая аура. Касторф переживает за свое детище, но спектакли легендарного театра остались на пленке. И вот теперь получается появилась уникальная возможность увидеть видеозаписи самых ярких событий того прекрасного времени Фольксбюне. На NET на большом экране покажут последнюю премьеру Кастрофа в должности интенданта — «Фауст». А также легендарные спектакли других классиков — Кристофа Марталера и Герберта Фритча, которые уже стали историей. Так что упустить такое историческое событие не стоит.