Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Как «чудовище» Распутин императора Николая II «съел»
Все о громкой премьере в Электротеатре Станиславский — «Тартюф»
Читать
11:45
0 3839

Как «чудовище» Распутин императора Николая II «съел»

— Искусственный отбор
Все о громкой премьере в Электротеатре Станиславский — «Тартюф»

В Электротеатре «Станиславский» показали «олдскульную» премьеру «Тартюф». Это первая работа в этом театре режиссера Филиппа Григорьяна, который до этого сотрясал Москву своими мультижанровыми и мультиформатными постановками. Теперь решил обратиться к истокам.  Три с половиной часа на сцене читают классический текст Мольера, как и положено, с выражением, но из иллюзорной простоты и минималистичных действий все равно рождается авангардный эксперимент. 

Все смешалось в григорьяновском доме Оргона. Сценография и мизансцены — все дается под разными углами, фокус смещен. Знакомые герои перемещаются во времени и пространстве вместе со зрителями, которые смотрят на происходящие с разных сторон. А вместо мольеровской Франции, самый любопытный ход, — дворцовые тайны последних Романовых,  тем самым обманщиком из классицистической пьесы вместо Тартюфа становится Распутин, который и доводит до революции.

На пороге годовщина революции 1917 года. Вот и этот спектакль в репертуаре Электротеатре «Станиславский» появился явно неслучайно, хотя автор задумывал его давно. Здесь все о крахе, фактически о той революции —  бессмысленной и беспощадной. Точнее о том, что к этому привело.

В сценографии воссозданы интерьеры Ипатьевского дома, где расстреляли императорскую семью. А внутри они —Николай Второй, императрица Александра Федоровна, наследник Алексей, и четыре великие княжны.  Дарственная грамота — фактически отречение от престола. А еще много дополнительных аллюзий  — предсмертная фотография, канонизация после смерти. Их покой нарушает одно бескомпромиссное и безграничное зло —  бородатое чудовище из преисподней, за которого в данной конфигурации, естественно, — Григорий Распутин.

Филипп Григорьян решил поставить классический текст по всем правилам и канонам, длинный, монотонный, с долгими монологами, паузами и обстоятельными мизансценами. Но скучно зрителю точно быть не должно. Ведь это и есть та великолепная смесь французского с нижегородским, культуры галльской и a la russe, которые так были всегда генетически и исторически близки. Получается взрывной и очень красивый микс, роскошный, по настоящему королевский спектакль, можно сказать, театр, который мы потеряли, не кондовый и замшелый, а при этом еще и передовой, такой неоклассицизм, по которому уже успели соскучиться в потоке иммерсионных и интерактивных постановок.

При этом все прелести современного театра, несмотря на ретро-обертку, сохранены. Так что и поклонники такого Григорьяна со спецэффектами будут довольны. Всего здесь предостаточно: и видеопроекция, и камера на сцене, и многомерное пространство, которое разделяет зрителей по разные стороны баррикад: кто то смотрит со стороны света, другие как будто из чулана, из темноты, потом они меняются. Но фокус восприятия всегда разный: либо смотришь с одной стороны, зеленый царский дом, либо из подполья, как бы из черного угла Тартюфа. Трансформация здесь всегда и во всем, вот и похотливый поп, который завладевает главных героем, Оргоном или Николаем, после того как все рушится, после того как дарственная подписана, трещит по швам связь времен, после такого он превращается уже и вовсе в нарочитого трансвестита в золотистых нарядах. Вот потому большая часть спектакля как раз пьеса «Тартюф», очень подробно и долго, длиною два с половиной часа. А потом все резко меняется фактически на несколько минут. Чтобы показать, как случилось это падение.

В тот момент, когда Оргон проклял своего сына, когда отдал свою жену этому чудовищу, Тартюфу, на этом все закончилось. И начинается посмертная дискотека, на которую приглашаются все герои. После этого уже все не имеет значения, все съезжает. В итоге получается революция, в которой именно такие люди, как Тартюф, лицемерием и ложью, перевернули все с ног на голову. Этот безликий монстр сковал главу государства, и пирамида тут же порушилась, действие переносится в ад, в миры потусторонние, где возможно все что угодно, даже трансвестит проповедник.

Тогда распалась связь времен, глава семьи уже ничем не владел, начался хаос длиною в век. Все стало в одночасье чужим, как будто из другого времени. Но прежняя жизнь утеряна окончательно и больше ее не вернуть. Вот и получается, что этот «Тартюф» Григорьяна очень важной и нужной сегодня постановкой, которая не прямолинейно, не в лоб, а все больше эстетическими способами показывает, как зло становится привлекательным, а уже контекст и наше внутреннее представление об истории расставляет все по своим местам.

Про монструозность зла и невероятную способность приличных и порядочных людей к его принятию, а значит самообману Но главное это все таки тот случай, когда даже классическая постановка может быть модной, со множественной перспективой, трипом во времени и пространстве. И здесь не надо придумывать ничего особенного и диджитального, достаточно аккуратного обращения с текстом, вкуса и верной исторической основы. Так что вперед   назад в будущее.

Правда, теперь такого имперского «Тартюфа» вы сможете увидеть только в следующем году, в феврале. В Электротеатре  — насыщенная программа. Но зато можете озаботиться билетами заранее, так как сарафанное радио наверняка разнесет об успехе постановки. 

Фото: Электротеатр «Станиславский»

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века