Поддержать программу
Искусственный отбор
10:38
22 июня
Кино

10 лучших фильмов ММКФ: победители заграничных фестивалей и выдающиеся ленты этого года

Ведущие:
Денис Катаев
2 965
0

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Расписание
Следующий выпуск
27 сентября 14:25
среда: 14:25
четверг: 05:45, 14:25, 16:45, 20:45
пятница: 05:45, 14:20, 17:30, 20:45
суббота: 02:45

Стали известны фильмы, которые будут представлены на 39-ом Московском Международном кинофестивале, который стартовал 22 июня. Денис Катаев рассказал о самых выдающихся картинах этого года и призерах Каннского и фестивале Берлинале.

Самое радикальное кино в программе у Стаса Тыркина — «Фильмы, которых здесь не было». Первым советую посмотреть «120 ударов в минуту» — обладатель Гран-при Каннского кинофестиваля в этом году. Типичное европейское правозащитное кино, про борьбу за право на жизнь. Личное высказывание французского режиссера про то как люди с ВИЧ и СПИДом в начале 90-х боролись за их и наши права во Франции на примере организации гей-активистов группы «Действуй». Их борьба помогла тогда многим остаться в живых. Отличный пример того, что сделает СПИД-центр сегодня в России или ЛГБТ-активисты, те, кого обвиняют в пропаганде и атаке на традиционные ценности. Кампийо помещает нас в самую гущу событий: активисты думают, как привлечь внимание общества к ВИЧ-инфекции и СПИДу, как получить доступ к лечению. Иногда кино превращается в образовательный проект. Ребята митингуют, атакуют фармкомпании, влюбляются, борются с симптомами тяжелой болезни, умирают. Это киноманифест в чистом виде. 

Еще один фильм из этой бойкой секции — «Каменное сердце» — это очень хрупкая причта из Исландии про дружбу и нежность между двумя мальчиками, которую показывали в Венеции в синефильской программе Venice days. Это подростковая драма по жанру. Действие происходит в исландской глубинке, где дружат два мальчика — Тор и Кристиан. Они окружены потрясающими пейзажами, но живут среди диких и дремучих людей, которые соответствуют этой природе. Родители пьют, дерутся, а на детей им в целом наплевать. Счастье для них существует только когда они вместе, на прогулках. Но каково в таком жестоком обществе человеку осознать, что он другой, а к другу он испытывает что-то большее? Именно это и случается с Кристианом, которому предстоит в итоге пережить душевную катастрофу и трагедию.

Это очередное очень тонкое и красивое высказывание про инаковость и ее неприятие в закрытом консервативном обществе. Потому для понимания ужаса, который могут переживать эти отверженные и иные из-за позиции большинства, это кино то, что надо. 

Петр Шепотинник в своей программе «8 с половиной фильмов» тоже показывает кино из Канн. Один из таковых — это новый хит от интеллектуала Брюно Дюмона из эстетской программы «Двухнедельник режиссеров». «Детство Жанны д’Арк» — такого свободного и раскрепощенного высказывания мы давно не видели. Здесь все о том: как молодая, красивая и невинная девушка взяла не себя бремя спасительницы отечества и опередила мужчин. Дюмон эффектно и в куплете показал, как простая крестьянка стала иконой французского сопротивления, которую до сих пор поднимают на щит современные французские политики. Если говорить в российских реалиях, то режиссер, конечно, сотрясает чувства верующих и испытывает все их основы на прочность. Святые здесь танцуют и поют, земля уходит из-под ног, а спасает только ирония. Возможно, это и есть второе пришествие «Танцующей в темноте». А Дюмон, как всегда, безупречен, даже в таком легком для него жанре. 

Лав Диас, который снимает кино на 8-12 часов, на этот раз снял короткометражку на три с половиной часа, с ней и выиграл Венецианский фестиваль в прошлом году. «Женщина, которая ушла» — поэтическое эссе про невинно осужденную добрую школьную учительницу, которая возвращается после отсидки в родную деревню, но сталкивается с очередными, не менее сильными испытаниями. Теперь она отправляется в личную одиссею, чтобы найти сына, утешение и приют убогому чухонца. На самом деле все песни Лав Диаса только о родине, о своей стране, — настоящий патриотизм. Безоговорочная любовь к Филиппинам, которые погрязли в войне, в крови и слезах на век — все это гнетет режиссера, и он снимает про это свои черно-белые полотна. В каждом фильме у Лав Диаса еще и очень личная история навзрыд, на разрыв аорты, с такой большой любовью к каждому. На самом деле это очередное высказывание про неприятие любой агрессии, про темные времена, когда во всех просыпается самое низменное и неприглядное, про круговорот предательства. Есть в этом, действительно, литературная основа: ведь все это знакомые нам по русской классике толстовские мотивы, или даже скорее Достоевский с его слезинкой ребенка и внимательным отношением даже к самому опустившемуся человеку, про возможность прощения, раскаяния, про то, что насилие порождает насилие, стоит ли мстить и как остаться человеком даже в самых нечеловеческих условиях? Это кино, которое засасывает поглощает, ты в него погружаешься, его смотришь так, будто читаешь книгу, насколько это может себе позволить кинематограф, конечно. Это бесконечная поэзия, от которой не оторваться, эстетическое наслаждение обеспечено. Медитативное и очень плавное кино, как сеанс СПА-терапии. 

Еще в «8 с половиной фильмах» показывают победителя фестиваля в Локарно — фильм испанского режиссера Альберта Серры «Смерть Людовика XIV». Тихое приглушенное кино, в котором солирует пожилой Жан-Пьерр Лео. Он практически молча играет угасание короля. Все действие выражается в позе и во взгляде артиста, физиологичный киноязык здесь доминирует. У него мигрень, он постоянно ворчит из-за отсутствующего аппетита,  наконец, у него обнаруживают гангрену. Пышные церемонии сменились совсем приземлеными. Король-Солнце здесь на закате, потому в центре внимания — телесная трансформация, казалось бы, неувядающего тирана. Мифология сменяется суровой реальностью, идеальный образ распадается на кусочки. Потому эту картину можно ставить в один ряд с культовыми сокуровскими лентами «Молох» и «Телец». 

Одного из победителей Берлинского фестиваля — фильм Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды» — показывают в программе Андрея Плахова «Эйфория окраины». По мнению многих, это лучшее кино из конкурса Берлинале. Это очередная гуманистическая притча от финского поэта про скитания беженца из Сирии по холодному во всех смыслах Хельсинки. Конечно, в итоге это оказалось куда более большее и мощное высказывание, чем просто злободневное, его фильм – манифест гуманизма в эпоху разворота к государственному  эгоизму. И призыв к европейцам: не разворачиваться к себе и не отворачиваться от таинственных незнакомцев. Халед, главный герой, сначала получает отпор от государственной машины, потом тумаки и нож в спину от коренных жителей, но в итоге все же находит тех, кто готов принять и спасти. И не зря картина так и называется – «По ту сторону надежды». Ценности мессианства никто не отменял даже в эпоху новых консервативных волн и расцвета популизма. Каурисмяки как последний романтик продолжает как может твердить об этом европейцам.

Лучшее восточноевропейское кино из программы ММКФ — «Реквием по госпоже Ю», сербский фильм, в продюсировании которого принял участие Александр Роднянский. К румынскому кино мы давно уже привыкли, теперь и другие страны начинают подтягиваться вслед за соседом. «Реквием по госпоже Ю» — это сказочная притча про любовь к жизни в обертке мрачного трагифарса. Женщина средних лет, безработная мать двоих детей, впадает в депрессию после смерти мужа, военного музыканта. Дети кричат на нее и не замечают, сама она превратилась в серую мышь, а жизнь ее потеряла всякий смысл. С чеховским задором она целую неделю готовится к самоубийству, а мы наблюдаем за этой фантасмагорической одиссеей в кафкианском стиле – очередным кошмарным похождением по постсоветским реалиям. Очень смешное и одновременно отчаянное кино в итоге оказывается грустной социальной зарисовкой не про смерть, а про жизнь, в которую надо верить вопреки обстоятельствам. Даже в серых декорациях спальных районов Белграда надежда все-таки побеждает.

«Избави нас от лукавого» — лучшее кино из документальной программы фестиваля. Он тоже приехал из Венеции из программы «Горизонты». Это невероятно радикальное кино про экзорцизм в современном мире: на фоне всплеска религиозного фанатизма, от исламского до православного, жутко своевременное и бескомпромиссное высказывание. Итальянка Федерика ди Джакомо едет на Сицилию, чтобы воочию убедиться, как там до сих пор принято изгонять дьявола. И это не образное выражение. Чтобы смотреть на это, надо набраться мужества. Это кино о том, как беспощадна может быть вера, и как подогреваются чувства верущих. Главный вопрос в том, как эти чудовищные обряды сочетаются с достижениями современной цивилизации. 

Из российской программы в первую очередь обращает на себя внимание новый фильм Вадима Перельмана «Купи меня». Он в конкурсе. Совсем недавно на «Кинотавре» актриса Светлана Устинова прогремела с хулиганской комедией «Блокбастер», и вот теперь снова играет предприимчивую девушку на грани нервного срыва. Здесь ей досталась роль раскрепощенной образованной женщины с уникальной историей. Все крутится вокруг денег и модельного бизнеса. Если у Волобуева ее безумной партнершей стала Анна Чиповская, то здесь она выступает в ансамбле с Юлией Хлыниной и Анной Адамович.

Актриса Алиса Хазанова покажет свой дебютный игровой фильм в качестве режиссера. Примечательно, что ее «Осколки» — полностью англоязычный проект с иностранными актерам. Правда, сама Хазанова все-таки в главной роли, но тоже говорит по-английски. Снимали кино в Нью-Йорке, действие прямо там и происходит, фактически на территории одного отеля. Правда, говорят, без сюрреализма не обойдется, а также, конечно, без любви, которая могла и приведтся, ведь время — слишном зыбкая субстанция, что-то обязательно пойдет не так. В обшем, невыносимая легкость бытия и женское кино нового формата.  

Фото: Facebook / Московский Международный Кинофестиваль