Поддержать программу
Искусственный отбор
11:30
17 декабря 2016
Кино

Четыре фильма на выходные и никаких «Звездных войн»

«Секс в большом городе» по-русски, рождественский артхаус и секреты Хичкока
Ведущие:
Денис Катаев
5 462
0
Расписание
Следующий выпуск
26 июня 14:25
суббота: 18:45
воскресенье: 03:45, 10:45, 15:45, 21:45
понедельник: 03:45, 05:45, 14:25, 20:45, 23:45

Новая российская комедия и рождественский артхаус, которые можно застать в кино, и два документальных хита, которые можно посмотреть на сайте Дождя. Денис Катаев рассказывает, как нескучно и празднично провести уик-энд.

Главная премьера этой недели — российская и молодежная, а еще очень подходящая для предновогодней атмосферы. Это «Городские птички» молодого режиссера Юлии Беловой, которая получила за фильм приз на фестивале дебютов «Движение» в Омске в этом году. А снялись в нем практически полным составом актеры из «Гоголь Центра» Кирилла Серебренникова, и от этого кино, конечно, сильно выигрывает.

«Городские птички» — вид исчезающий, пример того самого жанрового кино, которое в России обычно выходит либо жутко пошлым, либо просто массовым, либо все равно ударяется в артхаус. А хорошее кино для всех способен снять не каждый. Чтобы и понятно было каждому, но при этом не тупо, и эффект как от того хваленого советского кинематографа. Именно такую попытку и предпринимает режиссер Юлия Белова, которая здесь, конечно, в первую очередь оттачивает мастерство как профессионал. Чего-то глубокого здесь не ищите. Это фильм из разряда картины Меликян «Про любовь», только еще лайтовее и беззаботнее. Все птички только о любви.

Это попытка современного городского кино и формирование нового образа российской молодежи, как будто тех самых ребят из эпохи оттепели взяли и перенесли в наши реалии. Действительно, это такая временная история, которая могла бы произойти где и когда угодно, актуальный контекст и социально политические проблемы современной России и Москвы здесь напрочь отсутствуют, но впрочем, как и в большинстве современных российских фильмов а ля «Хороший мальчик». И надо признать, такое кино, не отягощенное рефлексиями, пользуется популярностью. Но может и правда здесь стояла совсем другая задача. Просто захотели снять ироничную и легковесную мелодраму — и это мастерски получилось реализовать. Юмора хоть отбавляй, романтика через край, такое хоть в прайм «Первого канала» срочно выкладывай, наверняка посмотрят. Это история любви и дружбы трех очень разных подружек из Москвы, такая наша версия «Секса в большом городе», только гораздо более наивная и невинная. Режиссер утверждает, что снимала про юность души, потому и работала с молодыми актерами. Вот вам и секрет успеха: фильм о молодых людях делали такие же молодые люди. А еще это оммаж французской новой волне и опять же нашим оттепельным картинам. Но чего-то все равно не хватает. На мой взгляд, мейнстрим съедает душу, но многим зрителям оно и нужно. Легкости бытия в этом кино вполне достаточно, и ладно. «Городские птички» — это ближе к «Прогулке» и «Питер FM», но не только по духу, но и в музыкальном смысле. Над саундтреком здесь тоже хорошо поработали, в него вошли композиции известных современных инди групп: Pompeya, On The Go, «Краснознаменной дивизии имени моей бабушки», Kurtki, а также Валентина Стрыкало. На портале «Яндекс.Музыка» появился даже треклист этого фильма, возможно, эти песни будут слушать и после прокатной судьбы этой картины.

Еще один неожиданный фильм покажут всего один раз в кинотеатре «35 миллиметров» в субботу, 17 декабря. Картина называется «Рождество опять», но не ждите чего-то в стиле привычных рождественских комедий, готовьтесь к монотонной арт драме.

«Рождество, опять» — это, как уже видно по названию, меланхоличная рождественская сказка в стиле милых, плавных и гуманистических фильмов Аки Каурисмяки. Это отличный пример американского независимого кинематографа, картина, по каким то причинам не дошедшая в свое время до российского проката, все-таки спустя два года с нами. При этом, это кино совсем не сказочное, а реалистичное, ведь режиссер Чарльз Покел набил руку в документалистике, и здесь этот след очевиден. Главный герой — грустный продавец елок из Бруклина. Дело в том, что его бросила девушка, а теперь он в канун праздника всячески пытается справиться с этой трагедией. Помогает в этом ему еще одна неудачница — девушка, потерявшая сознание, а также еще несколько необычных покупателей. Ну чистый Каурисмяки, конечно, да еще и под музыку Чайковского. Поэтичное кино про маленького человека с неизбежно чеховскими мотивами, которые автор и не скрывает в различных интервью. В субботу фильм покажут всего один раз в «35 мм», но с 1 января картина выйдет в ограниченный прокат. Очень ироничное и тонкое кино с отличным черным юмором.

А еще теперь можно смотреть кино, не покидая любимого сайта Дождя. Прямо сейчас подписчики смогут посмотреть два документальных блокбастера последнего времени. Заходите на страницу «Кинохиты». И смотрите. Вот, например, кино про кино — «Хичкок/Трюффо».

Перед вами настоящая энциклопедия по кинематографии на основе исторической беседы двух героев мирового кино. Это было в 1962. Молодой критик и начинающий режиссер Франсуа Трюффо взял серию интервью у своего кумира, мастера саспенса Альфреда Хичкока. Он хотел всему миру доказать, прокричать, что Хичкок гений, а не просто ремесленник, штампующий фильмы «низкого жанра». У того действительно было очень много работ, спорных в том числе, потому современники не сразу его оценили. После этих откровенных разговоров вышла книга Трюффо, которая определила судьбу многих уже сегодняшних кинематографистов со всего мира. Это была настольная книга Уэса Андерсона, Мартина Скорсезе, Ричарда Линклейтера, Дэвида Финчера, Джеймса Грэя и других культовых авторов. Все они в этом кино делятся своим опытом, что дал им этот разговор. Все вместе, Трюффо тогда, а актуальные мастера сегодня, пытаются вычислить его культурный код, пытаются найти секретный шифр его фильмов — как он вводил зрителей в оцепенение и продолжает делать это через десятилетия, здесь и сейчас. Уэс Андерсон, например, рассказывает, что на него больше всего повлияла визуальная составляющая картин Хичкока: «образы настолько графичны и точны», визитная карточка стиля самого Андерсона. Снял кино, кстати, тоже кинокритик, американский, Кент Джонс. Он тоже, как и Трюффо, начал снимать фильмы, до этого писал сценарии к проектам Скорсезе, и вот теперь снял громкую документалку. Это и правда очень полезное кино, которое надо посмотреть всем, кто хочет или мечтает стать режиссером, кто уже делает первые шаги в профессии, и тем, кто просто увлекается кинематографом. Это прямо видеоэнциклопедия получается. Не только про Хичкока, вообще про мастерство. Режиссеры там не только работы Хичкока разбирают, но и собственные. Выходит безупречное исследование искусства кино. Помимо интервью и рассказов там еще ошеломляющие кадры из фильмов Хичкока, и аудиозапись того самого, теперь уже культового, интервью.

А вот еще один фильм, который вы можете посмотреть на сайте Дождя. Актуально, про хоккей. Это «Красная армия» Гейба Польски, которая наделала много шума в мире и в России. Про команду непобедимых, тот случай, когда, вообразите, американцы сняли про могучих советских гладиаторов.

Эта «Красная армия» с успехом прошла по Европе и Америке. Показывали ее и у нас, но если вдруг вы не успели, то самое время наверстать упущенное, тем более, что фильм и правда в чем-то уникальный. Такой увлекательной, бодрой и, главное, жутко интересной документалки я давно не видел. Это не спортивное кино, скорее историческое, оно все объясняет про устройство нашей страны. Это фильм о том, как в тоталитарном государстве появилось чудо — одна из величайших команд в истории, та самая непотопляемая красная машина. И вот что интересно, нашей национальной гордостью, причинами успеха команды заинтересовался молодой американский режиссер Гейб Польски, сын советских иммигрантов. Он сам в детстве играл в хоккей, вот так и пришел к этой идее. В Йельском университете он изучал историю СССР, тогда и понял, что эти победы и система управления государством — все это взаимосвязано. Идеология, служение стране, отражались успехами на льду. Цена побед велика. Конечно, все достигается путем подавления личности, изматывающих тренировок, отрыва от личной жизни. Все на благо общих целей, ценой потерь и лишений. Все остальное — в сторону. Главная удача фильма — интервью с легендарным хоккеистом, а ныне спортивным функционером Вячеславом Фетисовым, который неожиданно разоткровенничался, разговорился, и дал подробное интервью. Например, он впервые раскрывает секрет, почему он на самом деле покинул родину и переехал в США играть в NHL. Это больше, чем спортивное кино, это история про страну и людей через призму хоккея. Советский хоккей — это и есть советская империя в миниатюре. Искусство, политика, больше, чем спорт. В общем, кино, конечно, жутко актуальное. И, конечно, любой патриот должен обрадоваться и пустить скупую слезу, вот такая у нас была великая команда. Но, опять же, не надо забывать, какой ценой.

Изображение: кадр из фильма «Городские птички»