Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Пять фильмов, которые нельзя пропустить в эти выходные
Исповедь террориста, виртуальная реальность и неонацист Дэниел Рэдклифф
Читать
14:09
0 20074

Пять фильмов, которые нельзя пропустить в эти выходные

— Искусственный отбор
Исповедь террориста, виртуальная реальность и неонацист Дэниел Рэдклифф

В Москве открылся фестиваль Нового британского кино, и еще несколько сильных картин из этой страны вышли в прокат. Денис Катаев рассказывает, на какие фильмы стоит пойти в кино в ближайший уик‑энд. Вы увидите Золотую пальмовую ветвь этого года, Дэниела Рэдклиффа в роли неонациста, а Вернер Херцог проведет экскурсию по виртуальной реальности.

В этом году в Каннах победил гуманизм. На самом деле, это был самый очевидный выбор жюри, и единственный, к которому не придерешься. Несмотря на неслабую конкуренцию, это кино устраивало практически всех. Фильм 79‑летнего британца Кена Лоуча не может не понравиться, ведь он больше, чем просто фильм. Здесь не до эстетики, это все‑таки манифест почетного кинематографиста, который пытается как может достучаться до людей, у которых вместо сердца — айфоны и инструкции.

Но это еще больше, чем манифест, это фильм‑завещание Кена Лоуча, который получил уже свою вторую «Золотую пальму», такого удостаиваются немногие. Таким образом, Лоуч вошел в великолепную восьмерку таких же счастливчиков. А ведь он хотел уйти из профессии еще на предыдущем фильме. Но все же не сдержал обещание и решил поставить яркую и очень важную точку. Это и есть картина «Я, Дэниел Блейк», которая дошла и до нас. Автор олдскульного, нетенденциозного и нарочито несовременного кино снял фильм про таких же людей, как и он сам, про жутко несовременных, ненужных и потерянных в современности, а значит всегда униженных и оскорбленных современным обществом, выкинутых на периферию жизни. И если уж в Британии таких достаточно, то что и говорить о России, где таких, отключенных от ритма жизни, вообще большинство. И, похоже, включать их в него никто не собирается. Потому про актуальность этого фильма говорить даже излишне. Главный герой, тот самый Дэниел Блейк — пожилой человек, которому врачи запрещают работать после перенесенного инфаркта. Тут‑то он и сталкивается с новой реальностью. А чтобы получить пособие, он должен пройти круги ада, попасть в мир Кафки, и его ждет тот еще процесс. Ему предстоит снова подать заявление, составить резюме, в электронном виде, что для него сродни обучению математике, записаться на программу по поиску работы, на которую он все равно не может выйти при всем желании, потому что врачи запретили. И только пройдя все этапы, можно на что‑то рассчитывать. Естественно, компьютерами он пользоваться не умеет, на него грозятся наложить санкции за нерасторопность, но и помогать тоже мало стремятся. Эмпатия в этом мире — подвиг, протест против системы, за такое тоже наказывают. А именно на это он и способен. На своем пути он встречает мать‑одиночку, которая тоже не может найти работу из‑за подобных же бюрократических препонов, а соответственно теряет надежду прокормить себя и детей. Таким образом, вместо того чтобы искать работу, Блейк начинает спасать эту семью, а заодно спасаться сам. Он восстает против системы, ярко и беспощадно. Потому что он человек, а не винтик. Потому что Кен Лоуч снимает простые истории в мире хаоса, гаджетов и интриг. Нет, настоящие истинные чувства никуда не исчезли. Их никто не отменял. «Ребята, мы идем куда‑то не туда» — вот что попытался доказать в этом кино Кен Лоуч. И от этого и правда слезы наворачиваются. Кен Лоуч доказал, что даже обыкновенная честная человеческая история сегодня может оказаться куда более впечатляющей, чем любое самое изощренное авторское высказывание. И, конечно, этот фильм должен был бы называться по‑другому  — «Я, Кен Лоуч».

«Я, Дэниел Блейк» стал фильмом‑открытия традиционного фестиваля «Новое британское кино», который открылся в кинотеатре «Горизонт». В ближайшие дни там покажут еще несколько интересных фильмов с кинематографического острова. Вот, например, один из самых интересных – новая работа Макдонаха‑старшего, брата известного ирландского драматурга. Его мы знаем по картинам «Голгофа» и «Однажды в Ирландии». Теперь он объявил «Войну против всех»

Макдонах славен своими нетолерантными, взрывоопасными картинами с обилием черного юмора. За это его и ценят любители такого кино на грани, которое, кстати, пока умеют отлично снимать только там — в Великобритании. Здесь все в том же духе. Это уже черная экшн‑камедия, в стиле бадди‑муви, про коррумпированных полицейских из Нью‑Мексико, одного из которых, вечно пьяного, играет, между прочим, известный шведский актер Александр Скарсгард. Итак, его герой вместе со своим напарником занимаются беспределом: грабят, нападают, шантажируют, крышуют, вымогают деньги, в общем по полной кошмарят как могут, а параллельно уходят с головой во все тяжкие. То есть хороших полицейских вы здесь не увидите — все только плохие. Только мрак и никакого оптимизма. Макдонах, в своем стиле, доводит все до максимального абсурда. В общем, все как в типичных полицейских комедиях a la «Полицейская академия» или Wrong Cops, но только жанра касается, а так, конечно, в его случае не обходится и без философской подоплеки и социального конфликта. Тем более, что копы вступает в этом кино в битву с лордом за миллион долларов. Кто из них окажется честнее на руку, вот вопрос. Где оно, настоящее зло — решать зрителям. Разрыв шаблонов, борьба со стереотипами, политкорректностью и штампами и фирменный циничный угар – все это обязательные элементы его картин, которым автор не изменяет. Никакой морали, только простор для художественного высказывания. И счастье для открытого зрителя, безусловно. Вполне возможно, что с натяжкой все это кино можно назвать ирландской версией балабановского «Брата», ведь текст там тоже заслуживает отдельного внимания. Мастерские и нетолерантные шутки прописывал тот самый драматург Макдонах.

Еще один любопытный фильм из программы «Нового британского кино» — документалка. Это исповедь одного предполагаемого террориста, который два года провел в Гуантанамо. Очень актуальное кино на фоне увлечения многих людей, в том числе европейцев и британцев, радикальным исламизом. А фильм так и называется — «Исповедь».

Его зовут Моазаам Бегг. Он пакистанец, рожденный в Соединенном королевстве. Американские власти обвинили его в связях с террористами из «Аль‑Каеды», арестовали в 2002 на территории Пакистана, а потом поместили под стражу в той самой знаменитой тюрьме Гуантанамо, где тот просидел два года в одиночной камере. И ему вроде теперь никак не оправдаться: связи с моджахедами и талибами, участие в военных конфликтах в в том же Пакистане и Афганистане, и вообще экстремистская направленность. Но этот фильм — как раз попытка высказать свою точку зрения на все происходящее, хоть как‑то объяснить свою позицию. Взгляд с другого ракурса. Хотя, справедливости ради, Бегг и так это делал на протяжении многих лет, которые прошли с тех пор, как его выпустили лично по указу Джорджа Буша  и отправили на родину – в Великобританию. Он стал медиа‑звездой, популярным комментатором по вопросам терроризма, мусульман в Европе и, конечно, Гуантанамо. Рассказывает, как там было тяжело, обо всех, уже не раз озвученных, невыносимых условиях содержания. В фильме он рассказывает, как дошел до такой жизни, что после терактов 11 сентября решил бросить все и уехать к своим корням, в Пакистан, прямо в горячую точку, в поисках правды. Он, естественно, отрицает прямые связи с «Аль‑Каедой», мол сам теракты не совершал, называет обвинения американцев надуманными, а во всех проблемах все же обвиняет США, мол сами виноваты, что довели до джихада, и даже оправдывает его. Фактически, перед нами на стол выкладывают монолог, из которого можно понять мировоззрения всех современных террористов, которые теперь примыкают к запрещенной в России ИГИЛ и устраивают теракты во Франции. Или людей, которые близки к этому. Они могут раскаиваться, переживать из‑за своих действий, но сами они их оправдывают. Все они, конечно, преступники, в этом сомнения быть не может, ведь грань закона они перешли довольно смело. И тут стоит традиционный вопрос, об этичности такого кино. С какой целью оно снято? Понять? Простить? Осудить? Стоит ли давать слово террористам? А если это исповедь, то есть ли в ней покаяние? А не просто бахвальство, вот, мол, я просидел два года в Гуантанамо, якобы незаконно, а после этого оказался на свободе и получил с этого все возможные дивиденды. Не станет ли такая исповедь очередным толчком для неуверенных граждан той же Великобритании — поехать и снова разобраться с глобальной несправедливостью, такими экстремистскими мерами. Вот на какие вопросы предстоит ответить всем, кто пойдет на это кино. Романтизация зла — опасная штука.

Следующий фильм тоже про зло, которое возникает как обратный процесс, про неонацистов, которые тоже сегодня реальность и новый вызов в современной Европе. Этой проблеме посвящен еще один британский фильм, который на этой неделе вышел в прокат – «Абсолютная власть». Дэниела Рэдклиффа здесь побрили наголо.

Это мощная и довольно радикальная работа, дебют режиссера Дэниела Рагуссиса. Кино, на самом деле, выходит очень актуальное для современной Европы. Праворадикальные группировки набирают обороты, дело доходит до ядерного терроризма практически. ФБР реагирует. Герой Рэдклиффа вступает в типичную шпионскую игру. Он — агент, который внедряется в банду, бреется наголо, выучивает лозунги, стервенеет, а параллельно выполняет свою миссию. То есть становится слугой двух господ. Потому, как обычно  в таких фильмах, возникает внутренний конфликт и противоречие между долгом и привязанностью к новым друзьям. Тяжело ему придется: и раствориться не получится, и совесть замучает, и запутается окончательно. Это судьба всех шпионов, он — не исключение. «Абсолютная власть» — это очень нужное сегодня политическое высказывание про нравы современного общества, попытка отрефлексировать настоящее и заглянуть в суть проблемы, откуда появляются такие чудовищные планы у молодых людей. Ну и, кстати, сюжет основан практически на реальных событиях. Ведь сценарий написал Майкл Герман, опиравшийся на личный опыт пребывания в националистических организациях. Так что снова – вполне документальная основа. Посмотрев оба фильма, сможете составить полную картину ​противостояния, происходящего сейчас в мире на наших глазах.

Закончим документальным хитом, который представляет классик Вернер Херцог. Он общался с пожизненными заключенными, забирался в пещеры Франции, доплывал до Антарктиды, а теперь с тем же задором решил выйти в сеть и рассказать про все, что наболело, про виртуалити. Но максимально нескучно, чтобы это не выглядело старческим брюзжанием.

«О, Интернет. Грезы цифрового мира» — новое авторское исследование Херцога, которое он представил еще на фестивале Санденс в начале года. На этот раз ехать никуда не пришлось. Достаточно было компьютера. А получается настоящая энциклопедия интернета: от истории глобальной сети до современности, конечно, в сочетании с прогнозами на будущее и предостережениями. Но все‑таки как человек искусства — он не про технический прогресс, не про какие‑то научные исследования, он все больше про человека. Потому один из главных его героев в фильме – Илон Маск, инновационный предприниматель, миллиардер, основатель PayPal, без чего сегодня нельзя представить наш мир, изобретатель машины будущего Tesla. Или вот, наоборот, он показывает другую сторону прогресса — буддистские монахи уходят в твиттер также увлеченно, как в медитацию. Или те, кто отвечает за всю эту революцию – программисты, инженеры, хакеры. Или жертвы, как женщина, например, которая считает, что подверглась домогательству в сети. Или вот родители, у которых дочь погибла в автокатастрофе, а ее трагические фотографии выложили когда‑то в интернет.  Это кино о переменах, которые принес с собой диджитальный век. Об этом же, кстати, и главный литературный бестселлер этой осени — «Безгрешность» Джонатана Франзена. Он тоже пишет о виртуальной реальности, которая вносит поправки в наши жизни, и не всегда небезгрешные поправки. Как правильно пишут в журнале New Yorker, этот фильм ни чем не отличается от предыдущих картин Херцога, cкорее это его логичное продолжение, он такой же визионерский и снова про мечтателей. В данном случае — про таких, как Маск, или Леонард Клейнрок из Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе, одного из отцов Интернета, который знает про него все. И до сих пор он в работе: придумал идею смарт‑комнаты, о которой тоже подробно в фильме говорят. Херцог — он не просто про жизнь в смартфоне, про лайки и мемы, нет, он шире – про глобальное, про явление, про новую непохожую эпоху, в которой мы все с вами неожиданно оказались. И заметьте, все это снял человек, который интернетом не пользуется, у него нет странички в FB. Вот наболело, решил высказаться.

Но вот что он говорит в интервью Медузе: «Но именно я, человек, который не пользуется интернетом, сделал самый исчерпывающий фильм о самой его сути. Единственное компетентное высказывание об интернете в кино». Может, это так и есть. Он и правда старается быть над схваткой, дает слово своим героям. Так что, поверьте, Херцог отличный Виргилий в этот странный мир.

Фото: кадр из фильма «Война против всех»

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века