Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Федор Бондарчук: «Мы готовимся к Оскару. Речь перед сном не учу, но думаю об этом»
Читать
09:50
0 2810

Федор Бондарчук: «Мы готовимся к Оскару. Речь перед сном не учу, но думаю об этом»

— Искусственный отбор

Дневники Римского фестиваля. Европейская премьера фильма «Сталинград», эксклюзивное интервью с Федором Бондарчуков и внеконкурсный показ фильма-антиутопии Snowpiercer. 

Катаев: За моей спиной находится статуя из фильма Федерико Феллини «Казанова». Дело в том, что раз уж я в Риме, нахожусь в сердце итальянского кино, на студии «Чинечитта», где Феллини и многие другие известные режиссеры, даже Мартин Скорсезе, снимали свои фильмы. И сейчас – маленькая экскурсия по этой студии.

«Чинечитта» - итальянский «Мосфильм», только гораздо более успешный и продуктивный. Здесь работал Феллини, в наши дни – Мартин Скорсезе. Те самые «Банды Нью-Йорка», старый город выстраивали на «Чинечитте». Декорации остались, теперь экскурсии по ним водят. «Чинечитта» появилась в 1937 при Муссолини, это был итальянский ответ Голливуду. В XX веке на студии снимались великие картины: «Бен Гур», «Камо грядеши», «Клеопатра». А, кроме того, сотни итальянских картин и вестернов. Сергей Бондарчук, например, снимал здесь «Ватерлоо». Все оставшиеся с тех съемок артефакты выставили в музее, который открыли на студии несколько лет назад. Костюмы с «Последнего императора» Бертолуччи, туфли Элизабет Тейлор из «Клеопатры», бобины, камеры, монтажные листы, реквизит. А вот, например, целый интерьер подводной лодки из фильма «U-571» - помните этот боевик про немецкую субмарину Второй мировой? Вот здесь, на «Чинеччитте», можно попасть внутрь фильма. А вот уже огромные декорации Древнего Рима. Их выстроили для современного сериала Рим, так что и по такому городу можно прогуляться.

«Чинечитта» - это Диснейленд для киноманов. Мне очень понравилось, кстати, именно здесь первоначально планировали проводить римский фестиваль, но всё-таки студия находится далеко от центра, поэтому от этой идеи всё же отказались. А жаль. Первой российской премьерой в Риме стала картина «Сталинград» Федора Бондарчука, вне конкурса. Это был первый европейский показ фильма, который уже отгремел в России и Китае. Рекордные цифры сборов, настоящий успех в прокате, 50 миллионов долларов в нашей стране, еще десяток – в Поднебесной. Впереди – Европа и Америка. Среди итальянской прессы к картине интерес повышенный, на пресс-конференции много журналистов. Бондарчук, Роднянский по очереди доказывают, что они сняли кино нового формата, изобрели новый жанр, и выражали недоумение, почему их так критикуют. Федор Бондарчук сразу после премьеры рассказал мне, что чувствует после такой удачи, как готовится к Оскару и про то, почему всё-таки люди пошли на «Сталинград»

Федор Бондарчук, режиссер: Был полный зал, никто не ушел с просмотра, а потом, когда зал встал, начал аплодировать, это меня и как-то порадовало. Я не ожидал. Потом, смотрите, я читаю все. Я не знаю, режиссеры этим занимаются – не занимаются, я читаю все, буквально. Поэтому не смотрел на «ненавижу» или не смотрел «не рекомендую». Я, конечно же, все это читал, потому такое состояние тревожное, оно, безусловно, было. Смотрите, какая интересная штука происходит. Я читаю комментарии китайской аудитории, то есть мне их переводят. И ты понимаешь то, что фильм смотрят средние и старшие, потому что для молодых доля развлекательности и интертеймента невысокая. Они в ожидании чего-то большего, то бишь туда, в «Трансформеры» и т.д. Против того, как в России молодежь и взрослое поколение говорят, что для нас «Сталинград» слишком прост. Опять же, я не говорю за всех, потому что это я цитирую критиков. На самом деле, такие цифры делаются… я не про деньги говорю, а про количество зрителей, если идет взрослая аудитория.

Есть люди, которые вообще никогда в кино не ходили, есть люди, которые пошли на «Сталинград» в 3D, в IMAX, одели очки, посмотрев на них – что это такое? В первый раз в своей жизни. Пошли они именно на «Сталинград» - вот это интересно. А как это называется – у меня пока вертится…не знаю, я чуть позже вам его придумаю. Но то, что это жанр – это точно, потому что инструментом современным, где целиком и полностью властвуют научно-фантастические фильмы, мультфильмы, комиксы и так далее, показать всё равно военную драму, как ты ни крути, первичной основой остается военная драма. Вот эта смесь, которая на самом деле… Вот сейчас вышла статья в «Голливуд-репортер», первая американская рецензия. Там тоже в поисках этого жанра, потому что на большом экране, и «Гравитация», кстати, это тоже доказала доселе, это некая смесь серьезного классического жанра, основанного на традициях с совершенно в противофазе, в противодвижении визуального ряда. И вот это смешение, его надо как-то назвать, я попробую. Аудитория заплаканная, в сопереживании, в сострадании. Это чувства.

Знаете, зная больших состоявшихся людей, и вот разговор двух: у одного – футбольная команда, у другого – гигантская компания международная. И вот они встречаются после… Это я присутствовал при этом. Встречаются после того, как команда одного из них выиграла. И первое ощущение: «Ну я тебя поздравляю!». «Ну, да». Говорит: «Почувствовал что-то?». То есть у людей есть все самое качественное. Вот это вот «почувствовал что-то», ничего не изменилось. Вот это «почувствовал, переживал, сопереживал, пережил» за 2 часа экранного времени – вот это и есть. То есть, падение в 23%, в 27% - на втором уикенде – это что-то невероятное. Значит: «Иди, обязательно надо посмотреть, я проплакалась, я переживала, я страдала, мне так нравились, я так переживала за них, это так страшно – тема войны, так страшно мне, пожалуйста, чтобы не было войны». Или: «Нет, мне жутко не понравилось, но пойди, посмотри!». Ну, вот только так. Я речь ночью перед сном не учу, потому что я уже второй раз это прохожу.

«Рота» номинировалась от России в 2006 году, но тогда ее даже не смотрели, потому что клеймо, по-другому, наверное, никак нельзя назвать то, что это была советская кампания агрессорская, странные агрессоры, там шансов не давала. Конечно, я думаю об «Оскаре». Это, слушайте, я никому не поверю, что: я, нет, ну, получится-получится. Это все ерунда. Нет, я думаю об этом постоянно и, еще раз говорю, речь учить – это можно сойти с ума.

Катаев: Еще одна внеконкурсная премьера – фильм «Snowpiercer» или «Сквозь снег». Его автор, пожалуй, самый главный на сегодня корейский режиссер Пон Чжун Хо. Если не считать, конечно,  Пак Чхан Ук, который «Oldboy». Но они друзья, и последний – еще и продюсер этого фильма. Картина ломает правила и стереотипы. Начинается, как обычный боевик, а заканчивается – как философское эстетское высказывание. «Snowpiercer» - антиутопия в духе писателя Сорокина. Будущее. Ситуация такова: будущее, на Земле всеобщее обледенение после техногенной катастрофы, есть только огромный поезд, который на вечном двигателе мчится сквозь зимние просторы без остановок. А в нем - люди. Маленькая модель сегрегированного общества. Разные: униженные и оскорбленные, которые едят тараканов практически и подчиняются; богатые и знаменитые – сибариты и наделенные властью горстка мерзких людишек. Первые – в конце состава, вторые – впереди. Командует этим некий Уилфорд, - он есть тиран и палач. Его правая рука – Тильда Суинтон, и это – одна из лучших ее ролей, Тильда на высоте. Так сыграть классную, жестокую, напрашивается матерное слово, достойно награды. В какой-то момент люди захотят революции. Она и начнется на наших глазах. Ее возглавит главный герой, которого играет Крис Эванс. И еще одна звезда фильма – Джон Хёрт приехал представлять картину в Рим.

Фильм удивительно точный и сатиричный. Революционеров уличают в сговоре с властью. Многим вообще нужна только стабильность, другие плетут интриги, ну а детям пудрят мозги новой идеологией прямо со школьной скамьи. А поезд все мчится и мчится непонятно, куда. Пора бы его остановить, и, быть может, начать все сначала. Но тогда все погибнут – и плохие, и хорошие. Наверное, самый безумный и самый умный фильм года – это он. Гротеск, хаос и политика. Нам это в России очень близко: и поезда, и разделение общества, и революция, ну и, конечно, холод. Зима, уходи.

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века