Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Что смотреть в кино на неделе: пацифистский трип, тайны художников и посмертный шедевр Аббаса Киаростами
Читать
08:00
0 6054

Что смотреть в кино на неделе: пацифистский трип, тайны художников и посмертный шедевр Аббаса Киаростами

— Искусственный отбор

В Москве самый разгар кинофестивалей. Только что закончился Center в ЦДК, в эти же дни идет смотр израильских фильмов в «Пионере», а еще на днях свой собственный мини-фестиваль запустила и газета про искусство The Art Newspaper Russia. О том, что нельзя пропускать на этой неделе, рассказал Денис Катаев. 

Главное событие фестиваля израильского кино, который проходит в «Пионере» в эти дни — показ отреставрированной версии классики израильского кино , драмы «Avanti, popolo» режиссера Рафи Букая, которая стала национальным хитом, получила в 1986 «Золотого леопарда» в Локарно, а в этом году ее вновь показали на Берлинском кинофестивале. 

«Avanti, popolo» — это фактически сюрреалистичное роуд-муви в духе какого-нибудь Алехандро Ходоровски или даже «Джерри» Гаса Ван Сента. Когда путь становится самоцелью, а процесс — важнее пункта назначения. Главные герои —   солдаты во время Шестидневной войны. После ее окончания их приключения продолжаются, теперь солдаты из Египетской армии должны пересечь пустыню, чтобы выжить и доехать до родины, на Суэцкий канал. А в дороге их ждут комичные ситуации, гэги и видения, которые становятся спасением от вечной войны и разрушений. И вот под песню, которая вынесена в заглавие «Avanti, popolo» — это гимн итальянских коммунистов, они и путешествуют, встречая по дороге израильских солдат, с которыми становятся лучшими друзьями, новостных репортеров, для которых они тоже перестают быть добычей. В общем, «Avanti, popolo» — самый веселый пацифистский киноманифест, который сегодня тоже смотрится весьма актуально. Такой пьяный трип могли бы совершить и военные в той же Сирии, например. Между прочим, этот фильм в свое время претендовал и на «Оскара».

Любопытна и программа нового фестиваля от газеты The Art Newspaper Russia. В «Гараже», Третьяковке и ЦДК показывают самые громкие фильмы об искусстве последнего времени. Есть там и каннский фильм «Роден» —  байопик о скульпторе, снятый французским режиссером Жаком Дуайоном, По мнению многих критиков, один из самых неудачных в конкурсе фестиваля. Но, тем не менее, в образовательных целях посмотреть его можно. 

«Роден» — классический байопик, от того такой скучный и местами невыносимый. Все детали его становления показывают дотошно. Вот он в мастерской, вот женится на Камилле Клодель, своей ученице. Вот они уже вместе ходят по мастерской. А вот занимаются любовью. А вот Роден вместе со своими современниками, Сезанном и Моне. И больше ничего, но этого достаточно, если вы мало что знаете про самого скульптура, про его насыщенную биографию и окружение. Это примерно как «Полночь в Париже» Вуди Аллена, которая расставит все по местам в вашем сознании про ту эпоху. И больше у этой картины функций нет. С точки зрения искусства кино она, к сожалению, не работает. Роден вышел у Дуайона каким-то страстным и немного сумасшедшим, помешанным на тактильности человеком с бородой, а вовсе не талантливым человеком эпохи. Природа одаренности не раскрыта, просто у авторов это сделать не получилось. 

Следующий фильм из программы — тоже про скульптора. На этот раз про Альберто Джакометти. Про него решил снять свое нежное кино известный американский режиссер Стэнли Туччи. За художника здесь Джеффри Раш. Он здесь работает в дуэте с одним из главных секс-символов наших дней, Арми Хаммером. 

Место действия — Париж, те самые революционные 60-е. Джакометти знакомится с американским писателем и просто джентльменом Джеймсом Лордом, его взглядом мы и наблюдаем за жизнью гения. Все это, между тем, реальные события. Ведь по книге этого писателя и был снят этот фильм. Состоятельный и привлекательный американец получает уникальное предложение — позировать для портрета. «Последний портрет» фактически даже не байопик, а психологическая зарисовка о муках и душевных переживаниях любого талантливого человека. Тем более что скульптор в этой картине показан за два года до смерти. Потому и портрет — последний. И все страсти наружу. Джакометти находится в постоянном сомнении относительно собственных произведений. В общем, все чувства художника предстанут перед вами в этом тонком психологичном произведении. «Наш фильм не о событиях, а о самой личности художника. Я выбрал отдельные моменты и обстоятельства жизни Джакометти и поместил их в эти две недели», — рассказывал в одном из интервью режиссер Туччи. То есть, это не привычный биографический фильм, куда пытаются впихнуть всю жизнь в два часа экранного времени. Помимо этого, в фильме много удачных технических приемов, например, на съемках Туччи использовал только подвижные камеры, позволявшие моделировать пространство вокруг персонажей Джеффри Раша и Арми Хаммера.

И напоследок — самая важная премьера из программы фестиваля The Art Newspaper. Это тоже каннская картина. Новый проект иранского режиссера Аббаса Киаростами «24 кадра». Нет, это не фильм, это современное искусство.

«24 кадра» — это вот такие сменяющие друг друга фотографии. Они оживают на экране одна за другой. А на деле выходит магия кино, то есть настоящий кинематограф в его первозданном смысле. Объяснить, что же происходит на экране, не представляется возможным — надо смотреть. Перед нами проносится жить. Так монотонно. Визуально безупречное зрелище. Это последний фильм режиссера, который ушел из жизни в прошлом году. Это был его многолетний проект, можно сказать, длиною в жизнь, который он вынашивал 40 лет до самого конца. Его opus magnum. А смысл своего фильма режиссер объяснил в своем, по сути, посмертном сообщении: «Мне всегда было интересно, насколько реалистичным готов быть автор в изображении сцены. Художники запечатлевают лишь один единственный фрагмент реальности и не принимают во внимание то, что было до или после. В „24 кадрах“ я решил использовать фотографии, которые делал на протяжении многих лет. Я уложил то, что в моем воображении могло происходить до или после момента, который запечатлен на снимках».

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века