Поддержать программу
Искусственный отбор
16:06
8 декабря 2015
События

Что смотреть на «Артдокфесте»

Фильмы про войну в Донбассе, Чечню и Крым
Ведущие:
Денис Катаев
4 267
0
Расписание
Следующий выпуск
12 декабря 14:25
пятница: 23:45
суббота: 02:45, 07:45, 11:45, 14:45, 18:45
воскресенье: 11:45, 22:45
понедельник: 01:45, 03:45

Во вторник, 8 декабря, в Москве открывается главный российский фестиваль документального кино «Артдокфест». Как всегда  — симптоматичный, острый и злободневный. И, конечно, фрондерский. Минкульт его не поддерживает. Хозяин режиссер Виталий Манский показывает фильмы, которые не вписываются в государственную политику. Эти картины явно нигде больше и не увидишь, ни в прокате, ни тем более на телевидении. Однако,  «Артдокфест» — больше чем кино и политика, это все же еще отражение нашей реальности, всего того, что в обществе происходит. Денис Катаев отобрал самые интересные, на его взгляд, картины фестиваля.

«Событие» (режиссер Сергей Лозница).

Это кадры путча 1991 года в Ленинграде. Три дня, которые потрясли мир. Как и его предыдущие шедевры про блокаду, например, это кино полностью собрано из документальных кадров той эпохи, тех событий.

«Грозный блюз» (режиссер Никола Беллуччи)

Документалисты едут в Чечню, где и снимают это очень интересное кино, встречаются с чеченскими правозащитниками, активистами, музыкантами. Выясняют про все проблемы, про многоженство, про права женщин, про все, что скрыто. В общем, повседневная и местами леденящая кровь жизнь, которая прямо сегодня происходит в одном из субъектов Российской Федерации.

«Чужая работа» (режиссер Денис Шабаев).

Главный герой — гастарбайтер и Таджикистана. Это его чужая работа. Он живет в Новой Москве, берется за любую грязную работу, чтобы заработать деньги себе на жизнь и отправить их семье на родину. Но, в отличие от многих похожих людей, он в столице не за этим. Он — человек творческий, мечтает стать актером. Но вместо этого его засасывает трясина и криминал.

«Русский дятел» ( режиссер Чэд Грашиа).

Это кино важное хотя бы потому, что это американской взгляд про последствия Чернобыльской трагедии, которая продолжает напоминать о себе даже сегодня. И здесь снова все под индивидуальным углом. Главный герой  получил заражение ядерными токсинами в результате аварии, когда ему было четыре года, потом его семья покинула это место. Теперь он — украинский художник, внутри которого навсегда остались радиоактивные частицы.

«Возвращение домой» (режиссер Инна Денисова).

Это фильм про Крым не наш, не их, а ее. Как сказала как-то писатель Людмила Улицкая, «Крым он не ваш, не наш, он мой». Это личная история журналиста Инны Денисовой, которая выросла на этом полуострове. Для нее новый статус Крыма повод вернуться на родину, чтобы посмотреть, что изменилось.

«Алиса в стране войны» (режиссер Алиса Коваленко).

А это взгляд на войну на востоке Украины. И снова необычный, и снова женский. Драматическая история двух студенток Киевского национального университета театра, кино и телевидения, участниц протестов на Майдане. Движимые инстинктом режиссеров-документалистов и чувством гражданской ответственности, они превращаются из наблюдателей в участников тех событий. Когда на востоке Украины начинается война, Алиса едет туда с камерой и добирается до самых горячих точек фронта. На несколько дней она попадает в плен к сепаратистам. Результат ее путешествия  — этот очень личный кинодневник.

«Мой друг — Борис Немцов» (режиссер Зося Родкевич).

Автор этого фильма  — Зося Родкевич по прозвищу Анти-Рифеншталь, ученица Марины Разбежкиной, участник проекта «Зима, уходи!». В 2012-м она по заданию продюсеров Александра Расторгуева и Павла Костомарова начала снимать Бориса Немцова. Так и снимала три года, не могла закончить, подружилась с ним. А потом его убили. Так и получилось совсем другое кино. Портрет человека, которого больше с нами нет. 

Изображение: кадр из фильма «Русский дятел»