Башня пошла на Башню: замглавреда Дождя о том, как Слуцкий-гейт указал на начавшийся раскол элит

Еще месяц назад любимый политолог зрителей «Дождя» Екатерина Шульман, отвечая на мой вопрос – а надолго ли этот скандал с приставаниями в Госдуме, не рассосется ли он сам собой, скажем, к концу выборов, ответила: это как стрелка на чулке. Если она поползла – уже не остановить. Шульман, наверное, сама не ожидала, насколько в точку она попала. Скандал сегодня приобрел такие черты, что впору сравнивать его уже не с расползшимся чулком, но с обвалом в горах. С лавиной, которая сметает на своем пути все постройки, все атрибуты с таким трудом достигнутой к концу третьего срока Путина стабильности.

И самый яркий пример лавинообразности этого процесса – нет, даже не массовый бойкот Госдумы со стороны СМИ, а заявление нового руководителя «Единой России» Андрея Турчака по актуальному поводу. Мол, если бы Слуцкий был во фракции Турчака, с ним бы поговорили, объяснили бы, что значит вести себя по-мужски. Еще год назад представить себе, чтобы предводитель единороссов выказал хотя бы тень сомнения в непогрешимости володинской Госдумы, было невозможно.

Последний раз нечто подобное было только во времена Болотной. Когда давний сподвижник Путина Сергей Миронов надевал белую ленточку, а его коллеги по фракции голосовали против кандидата в премьеры Дмитрия Медведева. Когда на Болотную приходил и другой сподвижник лидера нации Алексей Кудрин, и самый богатый миллиардер Михаил Прохоров. Когда Болотную освещали все федеральные каналы, и даже специальные форматы и передачи появились там по этому поводу.

Те времена почти позабылись, прошла большая политическая зачистка 2012-2014 годов, несогласные думцы давно вне парламента (а иные в бегах, а иные убиты), и на выборах нет места таким лозунгам, как «долой жуликов и воров». Торжествует консенсус: законы вносятся четырьмя фракциями, голосуются почти единогласно, мнения всех трех ветвей власти по ключевым пунктам практически неотличимы, а особое мнение так называемой четвертой власти – исчезающая (из топа «Яндекса») величина. Столкновение элит возможно только на одном поле – на льду ночных турниров «Ночной хоккейной лиги». Выборы проходят, как заявил источник в Кремле в анонимном интервью РБК, идеально.

Все схвачено. Муха не пролетит – ни в госучреждениях, ни в большом эфире. Из этой аксиомы и исходили избранники народа, ставшие горой за коллегу. Все схвачено – значит, все рассосется.

Но все пошло не так. Свидетелей неадекватности главы думского комитета стало слишком много, чтобы от них можно было отмахнуться. История со Слуцким стала единственным крупным скандалом президентской кампании. Дальше – больше: заседание комиссии по этике подробно и достаточно беспристрастно освещали федеральные каналы, хотя они вполне могли его не заметить. И вот уже медиахолдинг, «проваренный в чистках как соль» (по слову Мандельштама) – отзывает всех корреспондентов из Госдумы. В том числе – телевизионщиков, перешедших туда с федеральных каналов. И этому примеру следуют другие СМИ, включая те, что пережили еще большие чистки.

И вот, как вишенка на торте, заявление Турчака. Прямо противоречащее словам нового лидера фракции «Единой России» Сергея Неверова и его коллег по фракции.

СМИ теперь, как известно, находятся в исключительной компетенции кремлевского куратора информационных потоков Алексея Громова. Партия «Единая Россия» - под началом премьера Дмитрия Медведева, оперативным руководством Турчака-младшего (имеющего собственный политический вес как представителя семьи из «близкого круга») и тактическим руководством кремлевского куратора внутренней политики Сергея Кириенко. Это как бы три башни, близкие, но все же самостоятельные. А Госдума, после прихода туда Вячеслава Володина и перехода туда же его сподвижников из партии и ОНФ, башня четвертая, гордящаяся растущей особостью.

Весь драматизм Слуцкий-гейта в том, что впервые с 2012 года между башнями нет и намека на единство и согласие. И следа былой синергии. СМИ и партия действуют в очевиднейшем диссонансе с нижней палатой. А еще одна башня – та, где расположены царские уста (Дмитрий Песков) – хранит молчание, то есть подчеркнуто придерживается нейтралитета.

Что же это значит? Не исключено, что сейчас, в самое казалось бы неподходящее время, после Праздника Единогласия, мы видим первые признаки раскола элит, которого так долго ждала несистемная оппозиция (уже не особо надеющаяся на выборы или стихию улицы) и который давно уже начали предсказывать особо чуткие аналитики, гадающие о «трансформациях» четвертого срока.

Первая трещина – как намек на грядущие тектонические сдвиги? Конечно же, не из-за Слуцкого или какой-то там этики — не будем наивными. Из-за игры, где ставки куда выше. Пока что – игры за новый состав правительства, которое, как обещают, сменится более чем наполовину. А дальше – и за более серьезный куш. Время идет – ставки растут.

Комментарии доступны только подписчикам.
Оформить подписку