России нужно больше света!

В Москве стало больше света. И все это благодаря Пятой московской биеннале современного искусства, которая стремительно подходит к концу. Если еще не были – спешите. Впервые за нашу международную выставку нестыдно. Основной проект находится в «Манеже». Туда идите первым делом.

Куратор – бельгийка Катрин де Зегер – поставила перед собой задачу: соединить время и пространство, показать, что происходит здесь и сейчас, в данный момент, сделала акцент на локальных процессах, которые идут параллельно глобальным. Ее интересует личное пространство. И это в «Манеже» видно невооруженным глазом. Большинство объектов – утварь, личные вещи, предметы быта, мусор, чемоданы, ткани, бытовые отходы. В общем, наша повседневность. Также сразу заметно: биеннале все-таки получилась женская по духу. Катрин де Зегер еще до открытия заподозрили в феминизме. И хоть мужчин и женщин в Манеже, в результате, поровну, женские работы все-таки выделяются.

Пространство соответствует названию – «Больше света». Экспозицию разделили на две части. Внизу – тьма. Подвал Манежа находится в полумраке, там, в основном, представлен видео-арт. Здесь сосредоточено все самое протестное, что есть в основном проекте, все, что истерзано капитализмом и обществом потребления, по мнению художников. Главный объект разрушения – природные ресурсы. Поэтому самым эффектным видео я бы назвал живую ель от финской художницы Эйи-Лиисы Ахтилы. Она у нее представлена в натуральную величину, не умещается в кадр, так показаны сила и масштаб природы. Рядом расположилось идеалистическое воображаемое жилище от тайваньца Эда Пина. Внутри – небольшие призрачные домики из прозрачной пленки, на которые проецируются образы и цвета. Здесь собрано много подобных вещей об ухудшении качества жизни в глобализированном мире. Свалки, загрязнение окружающей среды, городские катаклизмы. И протест, который все это вызывает. Однако я считаю, что протест все-таки не ярко выражен. И надо бы погорячее.

А наверху, в главном зале Манеже, все ярко и масштабно. Сразу же на себя обращает внимание гигантский дирижабль Панамаренко, который расположился в середине зала.  Как будто он готов взлететь в любой момент. Так вот и тянется к свету. Рядом стоит похожая на пушку «Колесница» Валерия Кошлякова, еще один масштабный объект. Это картонная конструкция с колесами представлена как бы в движения, с длинными, никуда не ведущими поводьями. А стремится она, видимо, туда же – к свету. Как и огромные черные троны из мешков для мусора, изоленты, фольги, мишуры и боа из перьев от американки кенийского происхождения Вочеги Муту. Это ее реакция на диктатуру колониальной политики. И скульптура, и предмет интерьера, и шаманский атрибут. Впечатляет и переносной город китайца Инь Сючжаня. Он выставил открытие чемоданы. А внутри – города, сделанные из тряпок. От Москвы до Пекина. Нью-Йорк выглядит особенно эффектно, башни-близнецы здесь прозрачные. Визуально все очень получилось, атмосфера на биеннале – хорошая.

Эта биеннале идет на пользу России. Нашей стране нужно больше света. Так что приходите в «Манеж», получите сеанс светотерапии.

Посещайте вместе с нами культурные события, пишите посты в Facebook и Twitter, публикуйте фото в Instagram с хэштэгом  #мойпуть! И станьте участником программы «Иди и смотри».

Комментарии доступны только подписчикам.
Оформить подписку