Британо-советский композитор празднует юбилей в музее

В России происходит что-то невероятное. Все обсуждают новую выставку в Пушкинском музее после закрывшихся прерафаэлитов. И это не платья Валентина Юдашкина, как могли подумать светские дамы и прочие герои журнала Tatler. Это куда более важная экспозиция - «Художественный мир Бриттена». Бенджамин Бриттен — великий британский композитор, национальная гордость Соединенного королевства, фигура мирового масштаба. Его юбилей, сто лет со дня рождения, в нашей стране отмечают особенно широко. Удивительное дело, ведь Бриттен — британец, а еще и гомосексуалист, который всю сознательную жизнь прожил со своим другом тенором Питером Пирсом, он и не пытался скрывать этого. Это для него Бриттен писал все свои самые знаменитые произведения, ему их и посвящал. В наши времена попахивает применением известного закона. Но все-таки советско-британская дружба и музыка оказались куда важнее, или просто чиновники-мракобесы просто не знают, кто такой Бриттен.

Впереди - «Сезоны Бриттена в России», обширная музыкальная программа, пока же в Пушкинском радуют живописью, которую Бриттен собирал вместе со своим любым человеком всю жизнь. Ставку они делали на поддержку молодых британских художников, тех кто только начинал свой творческий путь, тем самым давали им путевку в жизнь. На выставке отмечают, что многие из представленных полотен куплены всего за 20, 40 фунтов, недорого, это после авторы шли в гору. В экспозиции - произведения европейского искусства, преимущественно британского. Пейзажи, портреты, классика. Например, любили Бриттен и Пирс Тёрнера, покупали его. Но на этой выставке представлены работы их современников – Джона Констебля, Генри Лэмба, Уолтера Сикерта и других. Любопытно, что на выставке можно увидеть фотографии, где коллекционеры сидят на фоне своих картин, а эта живопись сейчас в реальном временем находится перед тобой. Привезли и безусловные шедевры собрания музыкальной пары: абстрактные полотна Макса Эрнста и Джона Пайпера.

Но не картины даже самое главное, ради чего стоит идти туда. Гораздо важнее на выставке отдел доказательства связей Бриттена с Россией, с Советским союзом, в частности дружбы с Дмитрием Шостаковичем, Святославом Рихтером и Мстиславом Ростроповичем. В центре зала выставили бюст композитора, за которым вы найдете - письма, дневники, ноты и партитуры, которыми гении обменивались. В одном письме Бриттен пишет как в Рождество 1966-го приехал в Советский союз, в Москву, и остановился в гостинице «Пекин». Дмитрий Шостакович на открытке восхищается дружбой с великим британским композитором. Там же можно разглядеть сонату для виолончели и фортепиано, симфонию, посвященную Ростроповичу, цикл песен на стихи Пушкина. Завершают этот личный раздел рояль как символ всего музыкального мира.

Вот поэтому эту выставку, видимо, и разрешили. Есть в Бриттене, что-то наше. Вот что, например, пишет о дружбе Бриттена с Шостаковичем Алекс Росс в своем бестселлере «Дальше шум»: «Еще ближе ему (Бриттену) по темпераменту был Дмитрий Шостакович, с которым Бриттен познакомился в 1960-е. Несмотря на языковой барьер между ними возникла длительная связь. Общей у них была способность прорисовывать ускользающие эмоции сквозь поверхность музыки... Бриттен давно восхищался музыкой Шостаковича, о чем свидетельствует пассакалья из «Леди Макбет Мценского уезда» в «Питере Граймсе». Шостакович, со своей стороны, был мало знаком с музыкой Бриттена до лета 1963 года, когда ему принесли запись и партитуру «Военного реквиема»... Однажды при личной встрече он сказал Бриттену: «Ты — большой композитор, я — маленький». Психологическая среда Бриттена с ее подвижными границами страха и вины, ее разломами и расколами, с ее тусклым светом искупления была для Шостаковича родным домом».

Так что Бриттен — это наш родной дом, вот и один из главных музеев страны открыл для него двери. Это очень важная камерная экспозиция, на которую незамедлительно рекомендую отправиться. Много времени не займет, зато про Бриттена узнаете многое.

Комментарии доступны только подписчикам.
Оформить подписку