Задержан основатель крупнейшего фонда прямых инвестиций в Россию. Главное

15/02/2019 - 18:02 (по МСК)

15 февраля в Москве задержали по подозрению в мошенничестве основателя крупнейшего фонда прямых инвестиций Baring Vostok и бенефициара банка «Восточный экспресс» Майкла Калви, а также трех других сотрудников фонда. Дело связано не с Baring Vostok — речь идет о продаже «Восточному экспрессу» «Первого коллекторского бюро». Инвестор не признает вину, его российские коллеги говорят о возможных последствиях расследования для экономики.

Обстоятельства дела

Заявление против задержанных 7 февраля подал в ФСБ член совета директоров «Восточного» Шерзод Юсупов, пишет ТАСС со ссылкой на материалы дела, которые зачитали в Басманном суде 15 февраля. По версии Юсупова, в феврале 2017 года во время голосования о приобретении банком «Первого коллекторского бюро» ему не сообщили о наличии у организации долгов на 2,5 миллиардов рублей. ПКБ продало свои акции банку, так как не смогло рассчитаться по кредиту.

Майкл Калви в суде. Фото: Татьяна Макеева / Reuters

Следствие приравнивает продажу «Первого коллекторского бюро», подконтрольного Калви, к хищению суммы долга под видом сделки. Бизнесмен уговорил других акционеров банка вступить с ним в «преступный сговор» и оформить соглашение об урегулировании долга на невыгодных для банка условиях, пишет «Коммерсант» со ссылкой на источники.

На совете акционеров, отмечает издание, подозреваемые утверждали, что стоимость активов компании составляет три миллиарда рублей, однако, по данным ФСБ, речь идет лишь о 600 тысячах рублей. 

По делу также проходят партнер Baring Vostok Ваган Абгарян, партнер по индустрии финансового сектора Филипп Дельпаль, директор по инвестициям Иван Зюзин, бывший председатель правления банка «Восточный», а сейчас  советник председателя правления ПАО «Норвик Банк» Алексей Кордичев и гендиректор НАО «Первое коллекторское бюро» Максим Владимиров. Всех их задержали 14 февраля по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере). По нему грозит до десяти лет заключения.

Басманный суд арестовал на два месяца Владимирова и Дельпаля, мера пресечения для других задержанных будет избрана в ближайшее время. Адвокат Владимирова в суде утверждал, что в 2015 году банк оформил кредит коллекторскому бюро, а в 2017 году — отступное, с которым согласились не все акционеры. Калви на допросе признать вину также отказался.

Конфликт «Восточного» и Baring Vostok

Реальным инициатором дела издание The Bell называет второго акционера «Восточного» Артема Аветисяна, с которым у Baring два года продолжается конфликт. «Они [Baring] договорились с ЦБ о дополнительных инвестициях в банк для повышения его капитала. А у Аветисяна денег [на выкуп допэмиссии] нет, но есть связи в ФСБ. По словам Аветисяна, у него неопровержимые доказательства вывода денег из „Восточного"», — сказал источник издания, знакомый с одним из участников конфликта.

Как писал в сентябре 2018 года «Коммерсант», борьба за владение контрольным пакетом акций «Восточного» между Baring Vostok и Артемом Аветисяном обернулась перестановками в топ-менеджменте банка и затормозила пополнение его капитала. В результате главой банка стал Вячеслав Арутюнян, который ранее работал в Юниаструм-банке, совладельцем которого является Аветисян. Предыдущий глава банка Дмитрий Левин представлял интересы Baring Vostok, говорили источники газеты.

Представитель «Восточного» заявил РБК, что банк является потерпевшей стороной и рассчитывает на возмещение причиненного ущерба. Сумму в банке не раскрыли. В то же время адвокат Владимирова на заседании суда заявил, что «Восточный» потерпевшей стороной не признавали, пишет «Интерфакс».

Чем известен Майкл Калви 

Baring Vostok Capital Partners — один из первых международных инвестиционных фондов, который был основан Калви в 1994 году. Ранее Калви работал в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР).

Baring Vostok специализируется на инвестициях в российские активы, всего за все время работы фонд привлек 3,7 миллиардов долларов инвестиций. Среди компаний, в которые он инвестировал, Ozon, «Вкусвилл», Papa John's. Фонд одним из первых вложился в «Яндекс».

В 2011 году Калви в интервью Washington Post говорил, что Россия стала «намного цивилизованнее, чем 15 лет назад», хотя барьеры для входа иностранных компаний высоки. По его словам, страна похожа на «рынок „сделай сам“»: 

«Международные фирмы не предназначены для России. И у них, как правило, низкий порог толерантности к неопределенности и нет чувства юмора для российских сюрпризов».

Калви привел примеры «сюрпризов»: неожиданное появление налогового инспектора, налагающего арест на активы из-за неоплаченного налога на добавленную стоимость; регулятор, объявляющий, что лицензия на бизнеса пересматривается за три года до ее истечения; конкурент, устраивающий рейд на одну из компаний.

Руководитель Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев заявил, что готов лично поручиться за Калви, хотя отметил, что дело ему непонятно. «Я готов дать личное поручительство за Майкла Калви и считаю, что он сделал очень многое для привлечения иностранных инвестиций в Россию, а также помог становлению многих российских компаний», — сказал Дмитриев. Опасения высказали и инвесторы, опрошенные изданиями Inc и Forbes.