«Враг государства»: как власть ополчилась на Telegram

26/06/2017 - 18:52 (по МСК) Даниил Сотников

Созданный в 2013 году мессенджер Telegram позиционировался как сервис для людей, которые «ценят приватность и безопасность». Его создатель Павел Дуров признавался, что российский рынок для него не приоритетный, а возможную блокировку предсказывал еще в 2014 году. Сейчас против телеграма, которым пользуются даже в Кремле, началась активная кампания — ему посвящают сюжеты в итоговых выпусках новостей федеральных телеканалов, о судьбе мессенджера спрашивают у Пескова, депутатов и представителей РПЦ, а Роскомнадзор уже запустил обратный отсчет до блокировки мессенджера.

«Они все отстой»

Идея создания Telegram пришла к Дурову в 2011 году, когда после отказа закрыть оппозиционные группы во «ВКонтакте» к нему в квартиру ломился спецназ — тогда предприниматель задумался о своем будущем в России, рассказывал Дуров в интервью The New York Times. 

В России приложением пользуются два миллиона человек, это четвертый по популярности мессенджер в стране после WhatsApp, Viber и Skype, подсчитал Mediascope. При этом когда Дуров запускал свой проект под лозунгом «вернем себе приватность» (Taking back our right to privacy), он признавался, что не заинтересован в российском рынке.

«Очевидно, что чем быстрее в Telegram соберется ощутимая масса пользователей из России, тем быстрее его под благовидным предлогом заблокирует Роскомнадзор. Зачем тратить время?», — писал он в 2014 году.

На вопрос, зачем запускать новый мессенджер, когда есть WhatsApp и Skype, Дуров отвечал, что они все «отстой». Меньше чем через год после запуска Telegram был признан самым быстрорастущим стартапом года. В России в этот же год в России был принят закон об организаторах распространения информации, по которому все интернет-сервисы (в том числе мессенджеры) обязаны зарегистрироваться в Роскомнадзоре.

Еще через год был принят «пакет Яровой», по которому все мессенджеры должны предоставлять спецслужбам ключ шифрования, а операторы связи — хранить данные пользователей и предоставлять их по требованию правоохранительным органам. 

«Время истекает»

Блокировки мессенджеров начались в 2017 году — Роскомнадзор внес в черный список сразу четыре сервиса:  Zello, Line, Blackberry Mesenger и vChat. В мае пользователи Telegram создали петицию, в которой просили Дурова не допустить блокировки сервиса. Авторы обращения рассказали, что Роскомнадзор уже направил уведомление о необходимости предоставить данные для внесения в этот реестр. В ведомстве это назвали слухами и отказались комментировать петицию. 

Спустя месяц глава Роскомнадзора Александр Жаров обратился к Дурову уже в публичном письме c требованием предоставить данные. Жаров писал, что «время, отведенное Роскомнадзору законом на принятие решения, истекает». Дуров в ответ назвал предупреждения «парадоксальными», напомнив, что ведомство не обсуждает блокировку «контролируемых США» WhatsApp или Facebook Messenger.

Главным доводом для Роскомнадзора стал тот факт, что Telegram активно используют террористы. ФСБ заявила, что через мессенджер был организован теракт в Санкт-Петербурге 3 апреля. Дуров ответил, что спецслужбы используют тему теракта в Петербурге для усиления своего влияния. По его словам, с начала июня Telegram заблокировал более пяти тысяч публичных каналов и групп, связанных с пропагандой терроризма, а в случае блокировки Telegram, террористы перейдут на другие мессенджеры. 

«Порочная сеть»

В воскресенье, 25 июня, в итоговых выпусках сразу трех федеральных телеканалов вышли сюжеты, посвященные деятельности террористов в телеграме. На «Первом» вышел репортаж Антона Верницкого «Порочная связь», в котором журналист утверждал, что мессенджер дает террористам «возможность конспиративного общения и создания „спящих ячеек“». Ни WhatsApp, ни Viber, в которых используется такой же принцип шифрования, в сюжете не были упомянуты. 

Дмитрий Киселев в итоговой программе на «России-1» также назвал телеграм «системой связи для террористов». Журналист Андрей Медведев рассказал, что систему «любят» не только террористы, но и наркоторговцы с «отечественными коррупционерами». 

В программе «Итоги недели» с Ирадой Зейналовой на НТВ ведущая сказала, что «другие системы уже по крайней мере заявили, что готовы к сотрудничеству», но не назвала, какие именно. Из крупнейших мессенджеров в реестре Роскомнадзора зарегистрирован только «Mail.Ru Агент». 

Возможная блокировка

По словам руководителя проекта «Роскомсвобода» Артема Козлюка, блокировка Telegram, скорее всего, не позволит полностью исключить приложение из жизни пользователей. Уже заблокированные Роскомнадзором мессенджеры (Blackberry, Line и другие) продолжают свою работу на территории страны, напомнил он. 

Существует несколько путей блокировки, рассказал Козлюк. Роскомнадзор может заблокировать технические домены и IP-адреса или попытаться договориться с магазинами AppStore и GooglePlay, чтобы те ограничили доступ к скачиванию мессенджера российским пользователям, рассуждает он. Если приложение уже установлено на смартфон, то удаление его из магазина не повлияет на работу мессенджера, рассказывает главный аналитик РАЭК Карен Казарян

Госдума уже приняла в первом чтении законопроект о запрете анонимности в мессенджерах. Если он в итоге будет принят, то вступит в силу с 2018 года, и администраторы мессенджеров будут обязаны обслуживать только «идентифицированных» пользователей. В противном случае им грозит блокировка. 

Сам Дуров написал, что требование предоставить ключи для расшифровки сообщений пользователей «демонстрирует незнание того, как шифруется коммуникация в 2017 году». 

«Эти ключи хранятся только на устройствах самих пользователей. Хотя Telegram был пионером этой технологии, сегодня оконечное шифрование используют все популярные мессенджеры, включая WhatsApp, Viber, iMessage и даже Facebook Messenger», — написал Дуров. 

 

Также по теме