Что такое «Усабрь» и почему это важная акция.

И как помочь детям, отращивая усы
Новости
3 ноября 2015
6 500
0
Поделиться

Вы, наверное, уже слышали, что под конец года некоторые представители мужской половины населения периодически называют месяц ноябрь «усабрем» или «небритябрем», бреются, отращивают усы и собирают деньги на благотворительность. Дождь решил разобраться в этом явлении, понять, что это вообще такое, откуда взялось и что с ним делать.

Немного истории

Идея «Усабря» появилась, как это всегда бывает, за кружкой пива еще в 2003 году. Тогда парни из Австралии решили, что пришло время возродить моду 80-х на усы и стали их отращивать в течение ноября. Спустя пару лет к их затее присоединилось так много людей, что австралийцы решили организовать благотворительный фонд Movember (от слияния двух английский слов moustache — «усы» и november — «ноябрь»), чтобы привлечь внимание к мужскому здоровью, в частности проблеме рака простаты.

Начиная с 2004 года в Австралии и Новой Зеландии ежегодно стали проводиться подобные акции. К 2008 году к событию присоединилась уже 21 страна (Ирландия, Канада, США, Чехия, Дания, Испания и прочие), а участие в нем приняли более 170 тысяч мужчин. Собрать при этом удалось около 15 млн долларов. К 2014 году количеств участников «Усабря» по всему миру превысило 300 тысяч, а у фонда появилась масса спонсоров.

 

Правила

Первого ноября каждого года мужчины (Mo Bro или «усабро») гладко сбривают всю растительность на лице, регистрируются на сайте Movember и в течение месяца отращивают усы. Тем самым каждый участник привлекает к себе внимание и рассказывает об акции своим друзьям и знакомым и благотворительной стороне этого мероприятия.

Во время акции товарищи могут жертвовать деньги в фонд от его имени. Также есть возможность создавать команды (организовать группу на работе или спортивную команду) и устраивать соревнования, от чьего имени будет собрана наибольшая сумма пожертвований. В конце ноября обычно проходят итоговые концерты, на которых организаторы называют команды и участников, которые смогли собрать наибольшую сумму пожертвований. Заодно награждаются лучшие усы.

 

Импортозамещение

В России движение «Усабрь» зародилось в 2011 году в Санкт-Петербурге. Но организаторы решили уделять внимание и собирать деньги не столько для мужского здоровья, сколько для детских домов. Тогда первые усабро собрали только 15 тысяч рублей для благотворительной организации «Пристань», которая работает с детьми и подростками из группы риска. Чтобы понять, как и почему было решено отойти от привычных правил «Усабря», мы поговорили с одним из основателей этого движения в России Евгением Шульгиным.

Всё началось с того, что мы услышали, что на Западе такие же, как мы, мужики отпускают усы и собирают деньги на благотворительность. Идея нам понравилась и мы решили попробовать то же самое здесь. Поначалу мы регистрировались на американском сайте, но со временем стало очевидно, что проект нуждается в местной адаптации. В 2011 году мы решили провести пробный, полуофициальный «Усабрь»: нас было четверо и собранные 15 000 были маленькой, но все-таки победой. С самого начала мы зацепились за идею, что благотворительность — это дело не каких-то гипотетических толстосумов, а задача для комьюнити. 

Чем вас отдельно не устраивал Movember, который проводится по всему миру? 

Дело в том, что Movember – это сложившаяся штука со своими правилами и ожиданиями. Участники движения по всему миру собирают деньги на борьбу с заболеваниями простаты. В России это пока тема трудная для восприятия. Сложно себе представить человека, который не только понимает, что это такое, но и то, что важно этим вопросом заниматься. Возможно, благотворительный климат в России когда-нибудь изменится, и мы сможем делать что-то подобное, но мы посчитали что у нас в стране есть другие, более насущные социальные проблемы. У нас довольно много знакомых в социальной сфере и мы решили помогать некоммерческим организациям, работающим с детьми. Все они, мягко говоря, не избалованы деньгами, а для того, чтобы проводить свою работу эффективно, они вынуждены постоянно заниматься поиском средств. Вот мы и подумали: «А почему бы нам не взять часть этого на себя?»

Мы позиционируем себя как младшие братья Movember’a. Мы даже писали им пару лет назад и получили ответ: «Мужики, молодцы! Продолжайте в том же духе». Лично я регистрируюсь у них на сайте каждый год и это своеобразный оммаж: мы занимаемся тем же самым, просто делаем это немного по-другому.

В 2012 году «Усабрь» стал уже более массовым. У движения появился логотип, правила и призы для победителей. В этот раз участников стало уже гораздо больше, а собрать удалось более 100 тысяч рублей — теперь для организации «Бабочка», которая занимается поддержкой детей-инвалидов в Петербурге.

Усабрь 2015 | Зимний лагерь "Бабочка" from Usabro on Vimeo.

В лагере «Бабочка» работали несколько наших знакомых. Когда мы узнали, как именно проходит лагерь и какие возможности получают дети и подростки с тяжелейшими формами ДЦП, у нас не осталось сомнений, что мы хотим помогать именно им. Обычно, когда представляешь себе лагерь для детей-инвалидов, в голову редко приходят хоккей, футбол, веревочный курс, дискотека, уроки рисования, а здесь было именно это. Для нас было настоящим открытием, что есть организация, которая старается подарить таким людям детство. В прошлом году мы собрали достаточно денег для проведения зимнего лагеря, а на оставшиеся средства была куплена инвалидная коляска для одного ребенка. 

 

Особенности «Усабря»

Правила российского «Усабря» предельно просты. Есть три категории:

  • «расти усы» (те, кто 1 ноября пускают всю растительность на лице «под нож» и отпускают усы «с ноля»);
  • «носи усы» (те, кто сбривают бороду и оставляют свои уже оформившиеся усы);
  • «сестры Усабря» (девушки, которые за исключением самого процесса выращивания усов, совершенно на равных принимают участие в «Усабре»).

Схема простая: усы — это всего лишь символ и повод для разговора. Зарегистрированные усабро целый месяц привлекают внимание к лагерю «Бабочка» и просят своих друзей, коллег и родственников пожертвовать на него деньги. То есть смысл не в том чтобы усабро вкладывал собственные деньги, а в том, чтобы отращивая усы и принося в жертву привычный имидж, он побуждал бы к этому свое ближайшее окружение. 

Кроме усабро, у нас также есть партнеры. Это могут быть самые разнообразные люди и бизнесы. Они тоже весь месяц собирают деньги. Некоторые кофейни, например, включают в свое меню «усатый напиток» и отчисляют с него процент. Дружественные нам магазины торгуют нашей сувенирной продукцией. Таких примеров очень много. Также мы регулярно проводим маркеты, на которых собираем наших партнеров. Часть выручки идет напрямую в зачет «Усабря». 

К сожалению, пока все мероприятия проходят только в Санкт-Петербурге.

  • 15 ноября состоится традиционная Экватор-пати, на которой усабро встречаются, меряются уже оформившимися усами, слушают хорошую музыку и покупают сувениры.
  • 22 ноября пройдет турнир по кикеру, победители которого получат «классные призы от одной небезызвестной питерской футбольной команды», а все собранные деньги пойдут в лагерь «Бабочку».
  • 30 ноября состоится закрытие «Усабря», где организаторы подсчитают собранные деньги и вручат их детям из «Бабочки».

Но это не значит, что принять участие в акции могут только петербуржцы. Любой желающий может зарегистрироваться на сайте, заплатить 500 рублей на организационные расходы и начать растить себе усы, привлекая внимание к лагерю «Бабочка». Тем более этот вид благотворительности сильно отличается от других — он очень простой, веселый да и сил особых не требует.

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.