«Спецназ ФСБ»: кто стоит за делами против Улюкаева и других высокопоставленных чиновников

15/11/2016 - 17:30 (по МСК)

В ночь на 15 ноября Следственный комитет сообщил о задержании министра экономического развития Алексея Улюкаева. Чиновника обвиняют в получении взятки в два миллиона долларов за положительную оценку, позволившую «Роснефти» купить госпакет «Башнефти». В СКР уточняют, что оперативным сопровождением занимается ФСБ.

Собеседник Дождя, близкий к руководству спецслужбы, заявил, что дело против Улюкаева ведут сотрудники Службы экономической безопасности (СЭБ) ФСБ, в недавнем прошлом пришедшие из Управления собственной безопасности (УСБ) ведомства. «Это первая спецоперация нового руководства СЭБ ФСБ, а именно – Сергея Королева и Ивана Ткачева», – уточнил собеседник телеканала. О том, что именно эта команда вела дело Улюкаева, сообщил во вторник и РБК со ссылкой на свои источники.

С УСБ связан и глава службы безопасности  «Роснефти» Олег Феоктистов, который, как утверждают источники «Новой газеты», инициировал оперативные мероприятия против Улюкаева. До перевода в «Роснефть» в августе 2016 года Феоктистов был первым замначальника управления. По данным «Новой газеты», он лично участвовал в оперативных мероприятиях против Улюкаева: Феоктистов до сих пор числится в аппарате прикомандированных сотрудников (АПС), утверждает издание. Представители АПС могут писать рапорты об обнаруженных преступлениях на имя действующих сотрудников спецслужбы, следует из имеющихся у Дождя материалов. Представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев отказался это комментировать Дождю.

Королев возглавил СЭБ в июне текущего года, ранее он занимал пост руководителя УСБ. Ткачев в сентябре стал начальником входящего в СЭБ управления «К» (занимается преступлениями в кредитно-финансовой сфере, борьбой с контрабандой и наркоторговлей), до этого он возглавлял Шестую службу внутри УСБ.

Об аресте Алексея Улюкаева Дождь поговорил с Ильей Шумановым, заместителем директора «Трансперенси Интернешнл — Россия» 

УСБ ФСБ и, особенно, Шестая служба отметилась почти во всех громких арестах последних лет, завоевав репутацию «спецназа» ФСБ. Дождь напоминает о самых известных делах против высокопоставленных чиновников.

Дело Бельянинова

В конце июля интернет обошли фотографии пачек банкнот, найденных в коробках из-под обуви в загородном доме Андрея Бельянинова, на тот момент – главы ФТС. Чиновник пояснил, что это его собственные деньги и через несколько дней подал в отставку, никаких уголовных дел против него не последовало.

Как пояснили в СКР, обыски проходили в рамках дела о контрабанде элитного алкоголя, в которой обвиняют петербургского предпринимателя Дмитрия Михальченко. По словам источников «Новой Газеты», обыски проводили как раз сотрудники УСБ ФСБ. Они же ранее занимались и делом Михальченко.  

По данным РБК, отставка Бельянинова могла быть связана и с другим громким делом о контрабанде в Северо-Западном регионе. В нем отметился сотрудник управления «К» СЭБ ФСБ Вадим Уваров – в отношении него проводились следственные действия и оперативные мероприятия. Речь шла о покровительстве компании ULS Global  при ввозе в Россию товаров турецкого, китайского и итальянского происхождения.   

Тот факт, что Уваров стал фигурантом расследования, предположительно послужило причиной отставки начальника управления «К» Виктора Воронина, ранее писал РБК . Следом произошли другие кадровые перестановки, в итоге руководитель УСБ Сергей Королев оказался во главе СЭБ, а его бывшие сослуживцы вроде Ивана Ткачева заняли там ключевые посты.

Дело Белых

Самым резонансным задержанием, проведенным УСБ ФСБ в конце июня текущего года, стал арест кировского губернатора Никиты Белых. Его взяли с поличным при получении взятки в размере 150 тысяч евро в ресторане в центре Москвы. А общий размер платы за покровительство, которое чиновник, по версии следствия, обещал двум региональным предприятиям, составляет 400 тысяч евро. Как и Алексея Улюкаева, Белых подозревают в получении взятки в крупном размере (часть 6 статьи 290 УК РФ).

Дело Гайзера

В сентябре 2015 года высокопоставленным чиновником, задержанным при участии УСБ ФСБ, стал губернатор республики Коми Вячеслав Гайзер. Губернатора остановили в московском аэропорту, откуда он собирался улететь за границу. Его обвиняют в создании целого преступного сообщества.

Среди других задержанных оказался зампред правительства республики Константин Ромаданов, спикер регионального парламента Игорь Ковзель, бывший сенатор от Коми Евгений Самойлов, а всего в деле на тот момент фигурировало 19 человек. В международный розыск объявили бывшего зампреда правления ГК «Ренова» и экс-мужа певицы Лолиты Александра Зарубина.

Дело Хорошавина

Еще одним VIP-фигурантом разработок УСБ ФСБ оказался губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин. При обыске весной 2015 года у него обнаружили миллиард рублей наличными, золотую ручку приблизительной стоимостью 36 миллионов рублей и другие ювелирные изделия. Чиновника прямо в наручниках доставили самолетом в Москву. Его обвиняют в получении взятки в размере 5,6 миллионов долларов от регионального бизнесмена.

Дело Максименко и Никандрова

В середине лета в СИЗО отправились сразу трое представителей Следственного комитета России – заместитель руководителя Главного следственного управления Денис Никандров, начальник Главного управления собственной безопасности Михаил Максименко и его подчиненный Александр Ламонов. Всех троих подозревают в получении взятки от «вора в законе» Шакро Молодого.  

Оперативным сопровождением занимается управление «М» СЭБ ФСБ. Формально эта структура не связана с УСБ, однако ее возглавляет генерал Сергей Алпатов, который до 2013 года служил в УСБ. По словам источника Дождя в правоохранительных органах, Алпатов являлся замруководителя, а также некоторое время и.о. руководителя Третьей службы внутри Управления собственной безопасности.

Дело Захарченко

Полковник МВД Дмитрий Захарченко, в квартире сводной сестры которого в сентябре нашли более 8,5 миллиардов рублей, арестован до марта 2017 года. Его подозревают в получении крупной взятки от бизнесмена Анатолия Пшегорницкого и покровительстве финансовому директору «Нота-Банка» Галине Марчуковой. По версии следствия, именно Захарченко предупредил Марчукову о грядущих обысках в январе текущего года.

Высокопоставленный полицейский несколько раз на суде заявил, что считает настоящей причиной своего преследования конфликт с сотрудниками управления «М» СЭБ ФСБ. Как было озвучено на заседаниях, оперативные мероприятия в отношении полковника МВД курировал лично генерал Алпатов.

По словам источников «Новой газеты», сотрудники управления «М» длительное время разрабатывали Захарченко, но арестовать его смогли только в сентябре, вскоре после смены руководства в СЭБ ФСБ, то есть с приходом команды Сергея Королева.

Наталья Телегина, Михаил Рубин

*По решению Минюста России Автономная некоммерческая организация «Центр антикоррупционных исследований и инициатив „Трансперенси Интернешнл-Р“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Также по теме