«Слишком одиозен для прекрасного нового мира». Суркова отпустили спустя две недели после прошения об отставке

08/05/2013 - 22:21 (по МСК) Дмитрий Казнин, Лика Кремер

Вице-премьер Владислав Сурков отправлен в свободное плавание – Владимир Путин подписал сегодня указ о его отставке. В окружении Суркова говорят, что поводом стала неспособность бывшего вице-премьера к адаптации в правительстве после работы в Кремле, а также его сомнения в возможности реализации майских указов президента. Антон Желнов рассказал подробности громкой отставки по собственному желанию, а политолог Андрей Ашкеров, журналист Олег Кашин, галерист Марат Гельман и член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер обсудили поступок бывшего вице-премьера.

Заявление об увольнении Владислав Сурков написал еще 26 апреля, об этом он сам сообщил газете «Коммерсантъ». Пресс-секретарь премьер-министра  Наталья Тимакова сегодня подтвердила «Интерфаксу», что Медведев был в курсе отставки Суркова. Очевидно, в курсе был и президент Путин, когда накануне проводил совещание с членами правительства.

Владислав Сурков: У нас из более, чем 200 поручений, которые даны в развитие, все-таки в 2012-13 годах  должно быть выполнено 151, 111  у нас все-таки выполнено. Это довольно большой процент. Из них уже 88 снято с контроля, и часть из них находится в положительном тренде пол исполнению. Конечно, есть порядка 50 поручений, к сожалению, исполнение которых мы не можем признать удовлетворительным. Сферы названы, и мы совместно с администрацией делаем все для того, чтобы вывести их в отдельное исполнение и сопроводить административными усилиями их окончательное выполнение.

Но громкую новость решили выдать именно сегодня, сообщив, что Путин удовлетворил просьбу Суркова. Получается, что первомайская лекция политика в Лондоне с выпадами в адрес Следственного комитета – совет «быть менее энергичным в своих действиях» – была репетицией того, что случилось сегодня.  Сурков напоследок решил отвязаться.

Характерно, что тогда же на своей странице в Instagram жена Суркова Наталья Дубовицкая  впервые за долгое время начала публиковать фотографии мужа – никогда раньше лицо Владислава Суркова в ее инстаграмме не появлялось, а тут целая фотогалерея. Сначала супруги вместе с Рамзаном Кадыровым, а потом целая серия снимков из Лондона. Теперь можно! Источник ДОЖДЯ, близкий к администрации президента рассказал, что это не первое заявление Суркова о добровольной отставке. Прошений было несколько, но тогда их не удовлетворяли. По словам чиновника, у Суркова сохранились хорошие отношения с Путиным, поэтому критика в адрес правительства не могла повлиять на отставку. Причина в другом: долгое время разворачивалась информационная кампания, косвенная затрагивающая Суркова. Еще зимой Следственный комитет возбудил несколько уголовных дел против экс-руководителей фонда «Сколково», а этот проект со стороны правительства курирует Сурков. В апреле возбудили еще одно дело о растрате в особо крупном размере, оно касается вице-президента фонда Алексея Бельтюкова. Отсюда лондонские остроты Суркова в адрес Следственного комитета, а также фраза, которую якобы Сурков, словно Ходорковский на своем последнем заседании с Путиным, сказал президенту, предложив вместо «Сколково» обратить внимание на «Роснефть».

Война закончилась статьей пресс-секретаря Следственного комитета Владимира Маркина в «Известиях» с заголовком: «Глядя из Лондона, на зеркало неча пенять». Политолог Станислав Белковский считает, что главными противниками Суркова в Кремле оставались глава администрации президента Сергей Иванов (он отвечает за силовой блок) и сменщик Суркова в Кремле, первый замглавы администрации Вячеслав Володин.

Станислав Белковский, политолог: Я допускаю, что Владислав Сурков порывался уйти  из этого Правительства, потому что работать в столь напряженных отношениях с Администрацией президента в этом кабинете невозможно. Он политически несамостоятелен, правоохранительные органы замыкаются на Администрацию президента и его нынешнего руководителя Сергея Иванова. В этой ситуации Сурков неизбежно был постоянно под боем и под аппаратным огнем. Понятно, что бесконечно он занимать этот пост не мог. К тому же, при всем том, что для кабинета Медведева Сурков тяжеловес, но роль руководителя аппарата Правительства для него не очень органична, он все-таки привык заниматься внутренней политикой, манипуляциями политического, а не аппаратного свойства.

Были очевидны и стилистические разногласия Суркова с командой Путина. Например, фраза «Я слишком одиозен для прекрасного нового мира» – это комментарий Суркова в связи с его переходом из Кремля в Белый дом. Бывший член команды Суркова Алексей Чеснаков считает, что в нынешней системе Суркову не было места, а люди, пришедшие в администрацию президента, не политики.

Алексей Чеснаков, руководитель научного Центра политической конъюнктуры: Он, конечно, хочет для себя раздвинуть границы возможного. К сожалению, у нас в стране огромное количество людей, которые занимаются политикой, которые привыкли существовать только потому, что они получили на это мандат технический. Сурков, который чувствует моральное право и интеллектуальное право заниматься политической деятельностью, в нынешней ситуации, возможно, не видит для себя… Сегодня большинство людей, начиная от министров и заканчивая основными сотрудниками администрации, депутатами Госдумы, - люди, которые пришли в политику не для того, чтобы реализовать себя с глобальной точки зрения. Эти люди не пишут историю.

Политический казус случился сегодня вокруг реакции на отставку Суркова. В блоге Михаила Прохорова поначалу появился текст с фразой: «Слаженной команды в Белом доме не сформировалось, четкой программы так и нет. Как сказал лондонцам уволенный вице-премьер, «рыба гниет с головы». Нашу рыбу пора выбрасывать». По данным ДОЖДЯ, авторство этой записи принадлежит журналисту Станиславу Кучеру, отвечающему за большинство публикуемых текстов Прохорова. Однако Прохоров, узнав об этом тексте из-за границы, где он сейчас находится, приказал убрать его с сайта, заменив более нейтральным: «С увольнением Суркова закончилась эпоха «суверенной демократии». Нравилось вам это или нет». 

Кремер: Что такого сделал Сурков в политике, что его отставка сегодня произвела такой фурор?

Ашкеров: Наша политика – вместилище серых пиджаков, которые совершенно неразличимы. А Сурков привнес в политику яркие краски, воображение. Это очень дефицитный продукт в современной политике. Я думаю, нет фигуры, которая была бы равновелика Суркову в этом плане. Политика – это искусство, и мы в какой-то момент об этом забыли. Сурков относился к политике как художник. Отсюда и такая боль.

Гельман: У меня такое впечатление, что его уволили не сегодня. Я думаю, он сейчас с облегчением думает, что он соскочил с этой ситуации. Мне кажется, ситуация с правительством и с нынешней властью такая, что все, кого будут увольнять, вес будут воспринимать это с облегчением. Если говорить об оценке, мне кажется, что при Суркове у нас была политика такая, что Сурков общался со всеми и он просил лояльности. Он говорил, вы можете заниматься, чем угодно, можете иметь какие угодно взгляды, не выступайте открыто против власти, и все у вас будет нормально. Потом пришел Володин, и ситуация изменилась. Теперь все делились на «своих» и «чужих», и если ты с нами, то у тебя все хорошо, а если ты против нас, с тобой будут воевать. Сегодня реализуется модель Сорокина, то есть опричнина, когда бояться должны все, когда есть команда опричников с песьими головами, для которых нет людей, которых нельзя трогать. Это смена политической парадигмы. Я считаю, что это очень хорошо, потому что власть сама себя демонтирует. Если Путин считает, что коррупция, с которой он борется – это какая-то болезнь на теле власти, то на самом деле коррупция – это и есть тело власти. Я, честно говоря, обрадовался, когда узнал. И за Славу обрадовался, что он вовремя, и за нас с вами. Путин останется в одиночестве. Опричнина сегодня невозможна. Это не Средние Века. В информационном обществе опричнина как метафора возможна, а то, что они сейчас делают, они пытаются ее реализовать буквально.

Кашин: И у вас в сюжете звучало, и у Марата, что преемник Суркова – Володин. Володин – один из трех его преемников. Функция, которую осуществлял Сурков в старом Кремле, сегодня поделена на трех людей. Володин заниматься «олдскульной» политикой – выборами, парламентом, губернаторами и прочим. Оппозицию отдали всю Бастрыкину. Я думаю, это действительно он решает, кого сажать, кого выдвигать. И третий пункт, про который все забывают: говорят, что Сурков – креатив, культура. Уже давно его место занял товарищ Капков. Те люди, которые с  Сурковым ассоциировались года три назад, например, Кирилл Серебрянников, сейчас прекрасно состоит при Капкове. Все поделилось, сейчас мы ностальгически обсуждаем уход Суркова, потому что он действительно уже произошел. Но главная заслуга Суркова – он великий пиарщик самого себя. Он убедил всех, что он такой, романтический образ, описанный Пелевиным. Он создатель школы политического пиара по-русски: выборы в регионах, арестовали одного кандидата, сняли  с выборов другого, побили третьего, заодно напечатали миллион листовок, украли денег, выиграли выборы – вау, мы крутые пиарщики. Он создатель этой школы, не думаю, что она умрет с его  уходом.

Гонтмахер: Я заслуг, честно говоря, не вижу. Во-первых, я с ним знаком, последний раз мы встречались осень 2003 года. Он нанес колоссальный ущерб нашей общественной жизни, политической жизни. Эти путинские фантомы, которые у него в голове были в неосознанной форме, он умел их улавливал и превращал в эти технологии, о которых Олег говорил. Но это все было во вред. Что мы сейчас видим – системный кризис страны, системный кризис общества, во всем заслуга Владислава Суркова. Никакого позитива я не вижу. Никакой ностальгии у меня по его уходу нет. Он проявил себя достаточным «сачком», он соскочил. В чем его личная заслуга – а он человек не самый глупый и политически грамотный – он понимает, к чему идет ситуация, что она идет к какой-то мощной развязке, и он не захотел быть в этом поезде. Я считаю все причины, что он якобы плохо доложил вчера, это все ерунда полная. Он просто реально нашел повод, чтобы соскочить с этого поезда и исчезнуть. Я думаю, что скоро получим плодовитого писателя.

Другие выпуски