«Победа» против пассажиров

Как лоукостер оказался в центре скандалов
25/07/2016 - 18:42 (по МСК) Соня Гройсман

Единственный российский лоукостер «Победа» (дочка «Аэрофлота») за последний месяц попал в череду скандалов: пользователи соцсетей жалуются на качество сервиса и цены, а авиакомпания продолжает ужесточать правила перевозок. В самом «Аэрофлоте» считают, что против лоукостера «последние несколько недель» ведется «массовая заказная кампания». Дождь объясняет, почему пассажиры ополчились на «Победу». 

За последнее время «Победа» приняла несколько резонансных решений:

 На рейсах лоукостера запретили жевать жевательную резинку. Гендиректор компании Андрей Калмыков заявил, что это сильно увеличивает расходы компании: «Чтобы отодрать одну жвачку и привести в нормальное состояние оборудование, авиакомпании приходится тратить порой до ста тысяч рублей».

Плату за выбор двух соседних мест удвоили: теперь забронировать их можно только с доплатой за оба билета минимум по 149 рублей. Раньше, чтобы сидеть рядом со своим попутчиком, нужно было заплатить от 149 до 999 рублей в зависимости от части салона. 

Дополнительный сбор за провоз товаров из Duty Free увеличили втрое — с 700 рублей (десять евро) до двух тысяч (35 евро). При этом средний чек за покупку в магазинах Duty Free, по подсчетам Евразийской ассоциации беспошлинной торговли, составляет 30 евро. Плату за провоз пакетов из Duty Free авиакомпания ввела в ноябре 2015 года, такая практика отсутствует у других лоукостеров в мире.

— Минимальный тариф пригрозили увеличить в три раза. Перевозчик проиграл иск к Ространснадзору, который обязал его бесплатно перевозить дамские сумочки и рюкзаки, так как все они попадают под понятие ручной клади. По закону плата за провоз ручной клади не взимается, но «Победа» настаивает на том, что надо «разделять дамскую сумочку и рюкзак», и ввела доплату за провоз небольших рюкзаков в две тысячи рублей. Если жалобу авиакомпании отклонят, она повысит цены на билеты: стоимость перелета по минимальному тарифу (999 рублей) будет удвоена, остальные тарифы вырастут как минимум на тысячу рублей.

Позднее гендиректор «Победы» Андрей Калмыков заявил, что если российские правила авиаперевозок отменят обязательный минимум бесплатного багажа (десять килограммов), то лоукостер разрешит бесплатно провозить два предмета в ручной клади (например, сумку и рюкзак). Сейчас за провоз ручной клади (за исключением женских сумок, портфелей, верхней одежды, ноутбуков, фото- и видеотехники) «Победа» берет 999 рублей при оплате в интернете или полторы-две тысячи рублей при оплате в аэропорту.

Фото: Сергей Пивоваров / РИА Новости

Одновременно с этим «Победа» оказалась в центре многих скандалов:

— В начале июля громким скандалом закончился полет семейной пары лоукостером «Победа» с трехмесячным ребенком. Супруги без доплаты заняли свободные места и, несмотря на требования стюардессы и даже командира борта, отказались их покинуть. В итоге их по прилету ждала полиция, а представители компании обвинили их в дебоше. Инцидент вызвал волну возмущения. Но были и те, кто осудил пару и встал на защиту авиакомпании. Например, блогер Илья Варламов написал, что «наличие ребенка не дает права нарушать правила». 

 С размещением родителей и детей связан еще один скандал. 20 июля РИА Новости сообщило, что «Победа» обратилась в Арбитражный суд Москвы, чтобы оспорить предписание Ространснадзора, который обязал «Победу» прекратить нарушать закон в части размещения на борту детей отдельно от родителей. На следующий день представители лоукостера заявили, что все эти сообщения «не соответствуют действительности» и брать дополнительную плату за соседние места для родителей и детей до 12 лет авиакомпания не будет. 

— Тогда же «Ведомости» уличили «Победу» в нарушении прав потребителей при оплате билетов. В Роспотребнадзоре в ответ на запрос издания назвали незаконной дополнительную комиссию (2%) при покупке билетов по банковской карте и при оплате в офисах «Евросети» или через терминал QIWI (3%). В ведомстве пояснили, что Закон о защите прав потребителей запрещает продавцу при оплате услуг устанавливать различные цены на один вид товара в зависимости от способа оплаты. При этом купить билеты за наличные (без дополнительных сборов) можно только через терминал, который находится в аэропорту «Внуково».

— В разгар судебных разбирательств в «Ведомостях» вышла статья директора по коммуникациям Andgo.travel Константина Парфененка под заголовком «Почему „Победа“ не настоящий лоукостер». Парфененок раскритиковал бизнес-модель лоукостера и заявил, что «череда скандалов вокруг авиакомпании произошла из-за того, что она не хочет работать классическим бюджетным перевозчиком». По словам автора колонки, компания не стремится снижать свои затраты на всех этапах полета и зарабатывает только на сборах за провоз багажа и выборе мест. «„Победа“ не реализует проект классического низкобюджетного перевозчика, а создает собственную реальность в условиях реальности законодательства Российской Федерации», — говорится в статье. 

На следующий день после публикации колонки «Аэрофлот» (материнская компания «Победы») запретил своим контрагентам (туроператорам и авиабилетным агентствам) сотрудничать с andgo.travel и покупать у него билеты на свои рейсы. 

Собеседник РБК в «Аэрофлоте» связал запрет с колонкой Парфененка о «Победе». Источник назвал критику необоснованной, а саму публикацию — частью «массовой заказной кампании против „Победы“», которая, по его словам, «ведется последние несколько недель». Позднее РБК отредактировало материал, удалив из него этот комментарий. Исходная версия доступна здесь. Дождю комментарий в «Аэрофлоте» получить не удалось. 

Утром 25 июля генеральный директор «Победы» Андрей Калмыков опубликовал в «Ведомостях» колонку «Груз „Победы“», которая, как следует из первой фразы, стала ответом на критику Парфененка. Но в статье Калмыкова объясняется только пункт, связанный с провозом ручной клади: гендиректор лоукостера назвал условия бесплатного провоза двух сумок. 

— На репутации «Победы» сказываются и критические отзывы в социальных сетях. Пассажиры жалуются на хамство, искусственно созданные неудобства (например, неоткидывающиеся кресла), потерю багажа, повышение тарифов. Один из пабликов «Вконтакте» даже запустил конкурс на самую смешную шутку об авиакомпании.

Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости