В чем феномен популярности Серова. Подборка мнений

Новости
16:40, 24 января
16 140
1
Поделиться

7 октября 2015 года в Москве в Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка Валентина Серова. Ближе к ее концу перед входом в здание галереи образовывались многочасовые очереди, а желающие увидеть картины художника в какой-то момент даже попытались прорваться во внутрь и выломали дверь. В чем же заключается феномен популярности выставки Серова? Мы собрали несколько мнений. 

Фото: Алексей Абанин / Дождь

Специальный корреспондент «Коммерсанта» Анна Наринская писала в своем фейсбуке, что очереди на искусство — это не какой-то отечественный эксклюзив, а вполне современное западное бытование.

«Вон в Париже даже на Хоппера стояли многочасовые очереди, а в сравнении с тем, что творилось в Лондоне, когда в Академии был Леонардо, Серов отдыхает», — писала она.

Недовольным, по ее мнению, можно быть несколькими вещами. Так, к примеру, тема с очередью стала «предметом манипуляций», а выставку честнее было бы переименовать в «Прекрасность Российской империи в избранных картинах Валентина Серова».

Телеведущий Андрей Архангельский считает, что если происходит что-то серьезное, то одну единственную причину происходящего назвать невозможно. В истории с выставкой есть несколько аспектов. Серов — хороший художник, электронные билеты в России продаются на весь день, люди из-за морозов медленно раздеваются, а последней причиной он называет то, что «у наших людей есть привычка толкаться в очереди».

«Серов, повторяю, прекрасный и по-своему сложный художник, но многие испытывают иллюзию будто бы он очень понятный, такой же, как Шилов или Андрияка. Только лучше, потому что жил раньше. А раньше – все было лучше. Поэтому они идут на вроде бы понятное и общедоступное искусство, одновременно признанное великим. И это всегда льстит: я приобщаюсь к великому, значит, я тоже немного великий», — считает он.

Публицист Сергей Медведев, к примеру, писал, что нездоровое оживление на выставке ощущалось еще в ноябре. 

«Я был там в ноябре, и уже тогда в воздухе висело нездоровое оживление, большинство пришло явно не за искусством, а за сеансом имперской ностальгии и идентичности, как на выставке "Романовы". И как обычно, ресентимент кончается истерикой, выломанной дверью и разбитым носом», — написано в его фейсбуке. 

Критик Ирина Павлова уверена, что люди, отстоявшие три часа на морозе, шли на выставку только ради одного — чтобы увидеть светлый мир той России, где мужика-косара «не считали быдлом, а считали кормильцем». 

«Где лица отроков прекрасны, независимо от того, царские ли то отпрыски, или дети лавочника. Где для Ее Императорского Величества не раздвигают толпу гвардейцами и ограждением, а она просто стоит в церкви рядом с нищими и раздает им милостыню». 

Колумнист РИА Новости Анна Кочарова писала, что ажиотаж объясняется тем, что люди до сих пор хотят знать. Выставку она называет результатом огромной исследовательской работы, сегодня она представляет не просто картины, а целую эпоху. Или же причиной может оказаться то, что зрители устали от современного концептуального искусства. 

Публицист Олег Кашин думает, что Серов — это лидер, искать которых нужно не среди политиков и общественных деятелей. 

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказывала в интервью «Российской газете», что выставка Серова уникальна с точки зрения охвата его творчества.

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.