Российские спецслужбы крадут людей

10/04/2013 - 22:44 (по МСК) Михаил Зыгарь, Мария Макеева

Российские спецслужбы ещё раз заподозрили в похищении людей. На этот раз не из Киева – как в случае с Леонидом Развозжаевым, – а прямо из России. Выясняли это сотрудники правозащитного центра «Мемориал». В их руки попали документы о пересечении границы Юсупа Касымахунова.

Гражданин Узбекистана приехал в Россию ещё в середине 90-х. На родине его подозревают в принадлежности к организации Хизбут Тахрир, и обвиняют в терроризме. Юсуп бежал из Узбекистана, был арестован в России, провёл здесь более семи лет в тюрьме и подал заявление  на получение статуса беженца. Европейский суд запретил выдавать этого человека властям Узбекистана: так как в Страсбурге сочли, что это может угрожать его жизни и здоровью.

Юрий Коротеев, юрист центра Мемориал: Эта экстрадиция была запрещена Европейским судом по правам человека до момента рассмотрения дела в Страсбурге, потому что есть серьезные основания утверждать, что в Узбекистане Юсуп Касымахунов подвергся бы пыткам.

Но в декабре прошлого года Юсуп внезапно пропал. Судя по документам авиакомпании «Узбекские авиалинии», мужчину вывезли в аэропорт Домодедово и посадили в самолёт, невзирая на его статус и просроченный паспорт.

Юрий Коротеев, юрист центра Мемориал: Этот паспорт был выдан Юсупу Касымахунову в 1995 году в Андижане. В любом случае, в 2009 ему исполнилось 45 лет, и паспорт уже перестал действовать, соответственно, каким-то образом с точки зрения авиакомпании «Узбекистон Хаво Йуллари» Юсуп Касымахунов вылетел из Москвы в Ташкент по недействующему паспорту. Каким же образом он мог это сделать, для этого нужно было не только сесть на рейс, но и пересечь государственную границу Российской Федерации, и это значит, что российские органы власти, а именно Федеральная пограничная служба как минимум, которая является подразделением ФСБ, разрешили ему пересечь границу Российской Федерации.

Как говорят в «Мемориале», это лишь один из десятка примеров сотрудничества российских силовиков с узбекскими коллегами. Беженцев, которым на родине угрожают пытки, отправляют домой в обход европейских и международных конвенций. Узбекистан добивается возвращения не только членов Хизбут Тахрир, но и «Исламского движения Узбекистана», а также участников Андижанского восстания 2005 года. А власти Киргизии охотятся уже за этническими узбеками, сбежавшими из страны после беспорядков в Оше в 2010.

Елена Рябинина, Институт прав человека: В первую очередь риску похищения и всех этих сложных операций подвергаются те, кого никаким из правовых способов нельзя выслать. Это в первую очередь люди, в отношении которых Европейский суд или применил то самое 39 правило регламента суда об обеспечительных мерах на время рассмотрения дела Страсбургом, или те, в отношении которых уже вынесено решение Европейским судом, и эти решения сводятся к тому, что если человек будет принудительно возвращен, то государство, которое требует его выдачи, повлечет нарушение третьей статьи конвенции, запрещающей пытки в абсолютной безапелляционной форме.

Юристы «Мемориала» уже пожаловались в Европейский суд по правам человека. В Страсбурге готовят запрос на имя российских властей. Тем временем, о судьбе Юсупа Касымахунова ничего не известно, скорее всего, он находится в одном из СИЗО Андижана, – говорят в «Мемориале».

*По решению Минюста России Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество „Мемориал“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Также по теме
    Другие выпуски