Политолог Олег Бондаренко: власть на Украине держит «семья»: Пшонка, Курченко, Арбузов – они не позволят Януковичу уйти

30/11/2013 - 19:08 (по МСК) Павел Лобков

В студии ДОЖДЯ – украинский политолог Олег Бондаренко.

Лобков: Николай Азаров заявил, что власть не была заинтересована в силовом развитии событий, все само собой произошло.

Бондаренко: Власть до того вынуждена была терпеть, а после саммита в Вильнюсе у нее просто не осталось доводов, чтобы это терпеть.

Лобков: Там была кучка людей всего лишь.

Бондаренко: Этот «Евромайдан» отличался тем, что был «приходящим»: люди работали, приходили вечером. Власть боялась, что они начнут требовать досрочные парламентские выборы. Оппозиция обладает 150 мандатами в Верховной Раде, которые они могут сложить. Тогда должны буду произойти парламентские выборы. Они будут фактически референдумом за или против евроинтеграции. На этом референдуме «Партия регионов» проиграет. Сейчас власти нужно сделать все, чтобы выбить козыри из рук оппозиции, а «Евромайдан» был одним из них. Сейчас власти наплевать, что будет думать Европа.

Лобков: Завтра требования радикализируются. Сегодня Янукович совершил политическое самоубийство. Или нет?

Бондаренко: Не будем переоценивать. Он до того и так много ошибок совершил, и она является не самой критичной. Гораздо страшнее для него является потеря его ядерного электората юго-востока Украины, который надеялся, что Янукович будет выстраивать отношения с Россией.

Лобков: «Евромайданы» были во многих городах.

Бондаренко: Да, но нужно понимать качественные и количественные параметры. «Евромайданы» во Львове или Киеве отличаются от «Евромайданов» в Донбассе. Янукович будет сейчас делать все, чтобы выиграть выборы в 2015 году. Это он может сделать, только не допустив до выборов Виталия Кличко и Юлию Тимошенко. Виталий Кличко был не так давно объявлен в качестве налогового резидента Германии, и сейчас он не может принимать участие в выборах. Теперь для Виктора Януковича осталась уличная аура, которую он таким образом нивелировал.

Лобков: А другие политики не могут появиться? Тот же Медведчук.

Бондаренко: Медведчук не является харизматичным политиком. У них с Януковичем были всегда очень ревностные отношения. То, о чем вы говорили, что киевляне не привыкли к тому, к чему привыкли москвичи… Сегодня не привыкли, завтра привыкнуть. Не надо переоценивать политическую пассионарность киевлян. Она не такая, какая была в 2004. Сейчас киевляне уже в том количестве не выйдут. Всех немножко достала политика. Сегодня было два «Евромайдана», победил тот, который был без политиков и партийных знамен. Киевлян достала политика, они готовы выступать самостоятельно. Это безлидерный гражданский протест.

Лобков: То есть вы считаете, что нынешняя ночь не помешает Януковичу переизбраться?

Бондаренко: Ему может много факторов помешать. Самое главное – его неприятие на Западе и в России.

Лобков: Он сейчас вообще никому не нужен.

Бондаренко: Правильно. Как он будет выходить из этой ситуации? У меня нет положительных для него ожиданий.

Лобков: Он за одну ночь построил конструкцию из несоединимых элементов: совершенно системный Яценюк, харизматичный Кличко и крайний радикал Тягнибок.

Бондаренко: Это возникло не вчера, а когда была посажена Юлия Тимошенко. Но он не в состоянии даже на четверть заменить Тимошенко. Она продолжает оставаться настоящим лидером оппозиции.

Лобков: Многие говорили, что это сценарий Путина – прирезать лояльную восточную Украину, западная пусть ищет свою дорогу. Мы же видим, что пахнет распадом страны.

Бондаренко: Действительно, нужно понимать, что если западная Украина так рвется в Европу, она могла бы подписать свое автономное региональное соглашение об ассоциации с ЕС, тем более что существует такая концепция как «Европа регионов». Что касается перспектив действительного развала Украины, это зависит от киевской элиты. До тех пор пока люди в Киеве не поймут, что им ближе быть президентом Донбасса или начальников другой институции, а не всей Украины, навряд ли произойдут изменения. Сергей Левочкин подал прошение об отставке. С Януковичем остается «семья». Те, кто держит власть в Украине, – это семья.

Лобков: В прямом смысле семья?

Бондаренко: Это старший сын Януковича Александр Викторович, его группа приближенных товарищей: сын генерального прокурора Артем Пшонка, молодой миллиардер Серей Курченко, который стал газовым монополистом, первый вице-премьер страны, ряд министров экономического блока – это люди, связанные со старшим сыном Януковича, именно они держат власть.

Лобков: То есть им загрузиться в самолет и улететь…

Бондаренко: Они не хотят этого, это другое поколение. Это довольно молодые люди. Они настроены на долгосрочное присутствие на Украине.

Лобков: Тогда им лучше использовать настроения людей, которые в отличие от нашей Болотной тут посерьезней будут.

Бондаренко: Потому что это украинская вольница. Надо понимать, что люди не ограничены рамками. Это они привыкли бить милицию, а не милиция их. И на этом Майдане градус русофобии очень высок, который искусственно разжгается.

Лобков: Если говорить, под чьим контролем находится Украина, говорили разные фамилии. Есть люди, связанные еще Кучмой, и есть молодая когорта. Молодая когорта заинтересована в том, чтобы убрать эту запятнавшую себя кровью власть?

Бондаренко: Нет, легитимность молодой когорты обеспечивает исключительно Янукович. Она заинтересована в том, чтобы максимально быстро и эффективно очистить правительство от чужаков, от Николая Азарова в том числе, и следующим премьер-министром, скорее всего, мы увидим Сергея Арбузова. Если Николай Азаров так недоволен действиями правоохранительных органов, вполне логично было бы ему подать в отставку, и на его место приходит Арбузов, и тогда вся власть в одних руках.

Лобков: То есть сейчас мы имеем дело с семьей, которая может потерять все.

Бондаренко: Например, сейчас уходит Левочкин, на его место приходит Виталий Захарченко. Они думают, что народ это сейчас проглотит.

Также по теме
    Другие выпуски