Писатель и бывший разведчик Виктор Суворов: у американцев очень слабая агентура, они умеют шпионить только из космоса

15/05/2013 - 18:00 (по МСК) Мария Макеева
МИД России заявил протест послу США в Москве Майклу Макфолу в связи с попыткой вербовки сотрудника одной из российских спецслужб представителем ЦРУ Райаном Фоглом. Протест Макфорлу озвучили сегодня утром, в главном здании МИД на Смоленской площади, куда Макфол был вызван ещё накануне, сразу после того, как стало известно о задержании предполагаемого шпиона. Мы обсудили эту удивительную историю с писателем Виктором Суворовом – в прошлом разведчиком. Он был на связи со студией ДОЖДЯ, по телефону из Лондона.
Макеева: Мы традиционно задаём в начале дня зрителям вопрос  и даём несколько вариантов ответа. Мне бы очень хотелось попросить вас поучаствовать в этом опросе. Вопрос звучит так: задержание американского шпиона на улице Пилюгина, что это было? Варианты ответа: спектакль двух спецслужб для внутрироссийского пользования (это самый популярный ответ у наших зрителей), задержание иностранного разведчика - обычное дело. Ещё вариант ответа - демонстративный российский ответ на публикацию «списка Магнитского», и снимается кино про 80-е. Какой вариант вам кажется более вероятным, или предложите свой?

Суворов: Для меня третий вариант наиболее вероятный.

Макеева: То есть это ответ на публикацию «списка Магнитского»? Достаточно мягкий вариант: не самого Макфола высылают, а третьего секретаря.

Суворов: Дело в том, что ответ может быть ассиметричным, поэтому ничего удивительного в этом нет.

Макеева: Американская пресса, судя по тому, что я читала сегодня, выбирает  последний вариант ответа - какая-то странная постановка 80-х. Как вам такая оценка? Все эти парики, компас, с которым сотрудник посольства добровольно и довольно глупо разгуливал ночью по улице Пилюгина…

Суворов: Я прошу прощения на то, что ссылаюсь на свои собственные книги, но по данной теме других книг у меня нет. Если мы откроем «Аквариум», там описан  мой собственный опыт - первое занятие по стратегической разведке на первом факультете Военно-дипломатической академии Советской армии. Выходит старый «зубр» разведки и говорит: «Ребята, у вас такие открытые, добрые лица - это ваше оружие. Пожалуйста, сохраните это навсегда. Запрещаю использовать всегда тёмные очки, поднимать воротник, шляпу надвигать на глаза, не надо быть похожим на шпионов». Поэтому когда я услышал вот эти детали про парики и тёмные очки, я долго удивлялся. С другой стороны, когда  речь идёт об американской разведки, я ничему не удивляюсь.

Макеева: Почему? Американская разведка настолько слабо подготовленная?

Суворов: Дело в том, что американцы имеют очень мощную космическую разведку, имеют очень мощную  электронную разведку: перехват, дешифровка и так далее. Но ещё в советские времена многие наши разведчики, это не только моё мнение, люди с очень серьёзным положением считали, что американцы знают о нас всё, но не понимают ничего. Я в этом  сам убедился и убеждался несколько раз. Американская агентурная разведка пользуется такой странной репутацией, у них агентурная разведка слабая. Американец психологически не может понять, немцы могут понять кого-то, англичане, японцы, русские и так далее, а вот когда американец имеет дело с иностранцами, он считает, что есть американский путь, и есть неправильный путь. То есть психологически они к этой работе не готовы.

Макеева: Российские блогеры очень обращают на такие детали, как то, что при нём были евро, вроде бы американец должен был долларами расплачиваться, но и не только компас, но и бумажная карта Москвы. Получается, что американский разведчик ничего не слышал про распространённость мобильных телефонов с картами и в Росси тоже? Зачем  это вообще нужно было, если предположить, что он на полном серьёзе все этим  пользовался? Чтобы его не засекли, возможно? Получается, что он знал, что за ним могут следить? Какие выводы вы бы из этого сделали?

Суворов: Я повторяю свой вывод, что американская агентурная разведка – это не самая лучшая разведка в мире ни в коем случае. Если у них были какие-то успехи, то только от того, что к ним приходили добровольцы. И я ссылаюсь на свою последнюю книгу «Кузькина мать», когда по заданию нашего командования пришёл к ним полковник ГРУ Олег Владимирович Пеньковский, которого они, конечно, сдали потом, который спасая мир, должен был передать им очень важную информацию. Повторяю, с точки зрения подготовки американская разведка стоит на несколько  порядков ниже, чем разведки  таких государств, как Россия. Я не скажу сейчас, я скажу в моё время. Я сейчас не знаю, я не могу судить. Так же, как германская разведка, британская разведка. Американцы гораздо ниже этого.

Макеева: Получается, что подчас ниже здравого смысла.

Суворов: Это ниже здравого смысла. Вот эти шпионские штучки, когда человек играет в шпионаж,  это не принято у серьёзных людей. Понимаете, если у вас есть записывающая аппаратура, это должна быть очень хорошая аппаратура,  купленная в нормальном магазине. Тут у меня Высоцкий записан, тут Окуджава, а тут, ой, я не знаю, кто это сюда попал.  Я повторяю ещё и ещё раз, что это всё это похоже на какую-то примитивную очень игру.

Макеева: Видели ли вы оперативную съёмку задержания Фогла, которую ФСБ распространило, и которую показали все телеканалы, включая и наш? Впечатление, что не часто подобные ролики после таких  операций распространяются.

Суворов: Нет, к сожалению, я не видел. Я длительно отсутствовал и только сегодня вернулся, и сейчас включился. Я посмотрю это, но то, что мне известно, что всё слишком выглядит глупо  и непрофессионально с точки зрения американской разведки.

Макеева: Тут уже вторая часть истории, как действовали российские представители: так показательно лицом на асфальт, сзади ему руки крутят, но потом была очень интересная история уже после задержания, обыска и изъятия на камеру всех предметов. Перед Фоглом выступил с речью некий господин в штатском, лицо которого заретушировано,  но речь его довольно длинная и удивительная по форме и по содержанию. Давайте сейчас послушаем  фрагмент речи. И я попрошу ваших комментариев. Что вы об этом думаете?

Фрагмент записи: Мы считаем, что в сегодняшних условиях, когда  между странами, нашими странами достигается  новый уровень взаимоотношений, когда президенты двух стран стремятся к тому, чтобы  улучшить климат взаимопонимания между правительствами, этот гражданин от имени правительства США совершает серьёзнейшие преступления здесь в Москве. У вас есть какие-то вопросы в отношении того, что мы  вам демонстрируем?

Суворов: Я сижу здесь и смеюсь. Дело в том, что когда наших российских разведчиков в Америке ловят целыми толпами, то почему-то  такие речи не произносятся. Это странная речь для меня, потому что если это  серьёзная работа, то арестовывают шпиона и предъявляют ему обвинения и всё. О том, что эта работа всегда велась и всегда будет вестись, не надо читать морали, потому как у разведчика  работа такая. Наши президенты обнимаются и целуются, а ты, гад, ведёшь здесь такое. Работа такая, пусть они там обнимаются и целуются и улучшают свои взаимоотношения, а у разведки работа добывать секреты. Поэтому не надо  шпиону читать такую лекцию, этим вы не исправите ни его, ни его начальников, включая его президента, конечно.
Другие выпуски