Опера «Тангейзер» в постановке Тимофея Кулябина. Либретто

29 марта 2015
15 431 2

Премьера оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» в постановке режиссера Тимофея Кулябина состоялась в Новосибирском театре оперы и балета 20 декабря 2014 года. Действие оперы перенесено в современность, где рыцарь Генрих Тангейзер является кинорежиссером. Опера исполняется на немецком языке с русскими субтитрами.

Фото: ЕРА

 

ПЕРВЫЙ АКТ

Кинопавильон

Пролог

На время работы над фильмом «Грот Венеры» Генрих Тангейзер оборвал все связи с внешним миром, с друзьями и семьей, целиком посвятив себя съемкам. Тангейзер готовится к съемочному дню. Площадку постепенно заполняют актеры, статисты, осветители, гримеры, помощники режиссера.

Часть 1

Начинаются съемки финальной сцены «Грота Венеры» — прощание Венеры и Иисуса. Иисус хочет любой ценой освободиться из плена грота. Венера пытается удержать его сначала обещаниями вечной любви, затем угрозами и мольбами. Но Иисус стремится в реальный мир, он готов к испытаниям и смерти. В конце концов, он разрушает пространство грота, призвав на помощь имя своей матери Марии.

Часть 2

Тангейзер остается после съемки один на опустевшей съемочной площадке. Здесь его находят коллеги-режиссеры. Вольфрам, ландграф и все остальные уговаривают Генриха вернуться в Вартбург и выставить на конкурс свою новую картину. Тангейзер отказывается, но меняет свое решение, после того, как узнает, что это просьба его матери, главы фестиваля — Елизаветы.

ВТОРОЙ АКТ

Большой зал Вартбургского кинофестиваля

Часть 1

Накануне церемонии открытия Вартбургского кинофестиваля. Известие о скором возвращении Тангейзера придало Елизавете силы и надежду. Появляется Тангейзер. Он просит у Елизаветы прощения, она уверяет сына в том, что ее любовь к нему безоговорочна. Затем Елизавету приветствует ландграф, разделяющий ее радость по поводу возвращения блудного сына. Ландграф объявляет о скором открытии фестиваля.

Часть 2

На церемонию открытия кинофестиваля съезжаются гости. Ландграф приветствует участников и гостей торжественной речью. Начинается пресс-конференция. В центре сцены главный приз фестиваля — статуэтка в виде расцветшего папского посоха.

Режиссеры представляют фильмы конкурсной программы. Презентация картин Вольфрама и Битерольфа прерывается бесцеремонными провокационными комментариями Тангейзера. Содержание его собственного фильма «Грот Венеры» вызывает грандиозный скандал. Участники церемонии пытаются физически расправиться с Тангейзером. Только вмешательство Елизаветы останавливает разъяренную толпу. Скандал завершается вердиктом ландграфа, который объявляет Тангейзера персоной нон грата и ставит невыполнимые условия для его реабилитации и возвращения в Вартбург.

ТРЕТИЙ АКТ

Заброшенная съемочная площадка «Грота Венеры»

Часть 1

Несколько месяцев спустя. Вольфрам и Елизавета ухаживают за Тангейзером, который погружен в тотальную депрессию и потерял связь с реальностью. На короткое время Елизавете кажется, что Тангейзер приходит в себя, однако вскоре она видит, что сын по-прежнему ничего и никого вокруг себя не узнает. Елизавета молится о его исцелении и, отчаявшись, уходит. Тангейзер остается вдвоем с Вольфрамом.

Часть 2

После молитвы Елизаветы к Тангейзеру внезапно возвращается сознание. Вольфрам пытается заговорить с братом. В полубреду Тангейзер рассказывает фантастическую историю о долгом путешествии в Рим, большом церковном празднике и попытке вымолить прощение у Папы римского. Однако Папа отнял у него надежду, сравнив его душу с высохшим посохом, который никогда больше не зацветет. Во время рассказа Тангейзеру начинает казаться, что он снова на съемках. Прозвучавшее имя Елизаветы разрушает безумное видение Тангейзера. Он снова погружается в небытие.

ЭПИЛОГ

Церемония вручения главного приза Вартбургского кинофестиваля — статуэтки в виде расцветшего папского посоха.

 

Источник: сайт Новосибирского государственного академического театра оперы и балета

***

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон заявил, что в постановке не по назначению используется церковная символика, что оскорбляет чувства верующих. Тогда прокуратура возбудила административные дела из-за «осквернения предметов религиозного почитания» в отношении Кулябина и Мездрича, допустившего оперу к показу. В итоге суд прекратил дела из-за отсутствия состава преступления, а прокуратура обжаловала это решение.

На постере к «Гроту Венеры» был изображен распятый мужчина, похожий на Иисуса Христа. Несмотря на победу в суде, оскорбивший митрополита постер убрали из постановки, заменив его на белый лист без изображений.

В воскресенье, 29 марта, министр культуры России Владимир Мединский сообщил, что директор театра Борис Мездрич уволен. Новым директором стал Владимир Кехман, раскритиковавший постановку на общественных слушаниях.

Купить подписку
Комментарии (0)

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Другие новости
В Большом театре назвали дату премьеры балета Серебренникова «Нуреев» Сегодня в 12:26 На «Аллее правителей» в Москве установили бюст Сталину Сегодня в 12:14 Строительство домов в Москве по программе реновации начнется до конца 2017 года Сегодня в 12:02 Чертеж с немецким автоматом уберут с памятника Калашникову Сегодня в 11:13 Airbus A380 опасно сблизился с землей при посадке в «Домодедово» Сегодня в 10:55 Джабраилову назначили психиатрическую экспертизу после стрельбы в отеле в Москве Сегодня в 10:25 «Первый канал» показал видео боя российской военной полиции с террористами в Сирии Сегодня в 09:55 Подозреваемого в нападении на Ляскина отпустили под подписку о невыезде Сегодня в 09:39 Эксперты связали причину крушения Boeing в Ростове-на-Дону с новой системой оповещений Сегодня в 09:18 В Северной Осетии обстреляли пост полиции Сегодня в 09:00

Читайте и смотрите новости Дождя там, где вам удобно
Нажав кнопку «Получать рассылку», я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера