Никита Белых: «Во время гипертонического приступа врача приходилось ждать часами»

21/12/2017 - 13:20 (по МСК) Когершын Сагиева

Бывший губернатор Кировской области Никита Белых, обвиняемый в получении взятки, полтора года находится в следственном изоляторе. Член Общественный наблюдательной комиссии и журналист Дождя Когершын Сагиева навестила его в СИЗО «Лефортово» и рассказала об условиях содержания в изоляторе, и о том, что у Белых нет возможности оперативно получать медицинскую помощь. 

Никита Белых все так же сидит в тесной двухместной камере, похожей на купе поезда, забитой посудой, продуктами и книгами. Посреди камеры стоит металлический унитаз, из него подтекает, ходить в туалет без перегородки и при соседе — особенность именно этого изолятора. Белых, несмотря на диабет и гипертонию, часто курит, выдыхая дым в узкое окно — в изоляторе нужно как-то тратить время.

Недостаток первого этажа, куда его переселили (чтобы было проще перемещаться с тростью) — это плохо работающий телевизор, а в СИЗО бытовая жизнь, за неимением другой, становится главной. Белых три месяца добивался лечения, недавно он вернулся из больницы СИЗО «Матросская тишина». Находиться там комфортней, говорит он. Например, в камере есть душ, а в Лефортово же общая помывка раз в неделю.

Однако врачей в тюремной больнице приходится ждать очень долго: «У меня давление скачет, доходит до 220 и 240, а оперативно врача вызвать невозможно». По его словам, «во время гипертонического приступа врача приходилось ждать часами».

Все диагнозы Никиты Белых — хронические, но из российских изоляторов по состоянию здоровья выпускают либо умирающих, либо согласившихся работать со следствием. За полтора года в жизни Белых есть только два обстоятельства, которые изменились в лучшую сторону: измучив годовой разлукой с девушкой, следователи наконец разрешили жениться. Теперь Катрин Рейферт может дважды в месяц ходить на свидание без объятий — это разговор через оргстекло под присмотром конвоя (даже в колонии лучше — есть суточные встречи). И второе: наконец-то к Белых беспрепятственно стали пускать адвоката, это произошло по настоянию судьи, чтобы не затягивать рассмотрение дела. Но в самом СИЗО проблема никуда не делась — каждую пятницу защитники проводят жеребьевку на неделю вперед, чтобы не стоять в живой очереди. А это нарушает право на защиту.

Белых выглядит немного лучше, чем раньше. Он держится, несмотря ни на что. Хотя его нахождение за решеткой, под постоянным присмотром конвоиров, видеокамер, с выездами в наручниках и прогулкой по внутреннему двору один час  в день — будто он особо опасный преступник — по-прежнему, вызывает вопросы.