«Наблюдать и готовиться к худшему»: как «Радио Свобода», Meduza и Ходорковский  относятся к закону о СМИ-иноагентах

15/11/2017 - 20:48 (по МСК) Даниил Сотников

Госдума 14 ноября сразу в двух чтениях приняла закон о СМИ-иностранных агентах. Теперь практически любая иностранная «структура» может быть признана Минюстом иноагентом, после чего она должна будет ставить соответствующую маркировку на все материалы, а также предоставлять властям дополнительную финансовую отчетность. В случае отказа «структура» будет заблокирована, обещали в Госдуме. Под действие закона могут попасть любые издания с иностранным финансированием, зарегистрированные за границей. Дождь спросил СМИ и организации, которые в теории могут попасть под действие нового закона, как они к нему относятся. 

Закон принимали как ответ на регистрацию RT иноагентом в США. А в качестве СМИ, которые могут попасть под его действие, пока называли только «Радио Свобода», «Голос Америки» Deutsche Welle и CNN.15 ноября «Интерфакс» сообщил, что Минюст уже отправил уведомление о новых поправках «Настоящему времени», «Радио Свобода», «Idel.Реалии» и «Голос Америки», входящим в американский Совет управляющих по вопросам вещания (BBG). 

Рассматривать закон как ответную реакцию на требования США к RT «нецелесообразно», говорится в заявлении «Радио Свобода». «RT и Sputnik свободно распространяются в США, тогда как „Радио Свобода” потеряла свои филиалы из-за административного давления и не имеет доступа к кабелю. Российские журналисты работают без угрозы преследования в США», — отмечает организация.

По словам представителя «Радио Свобода» Джоанны Левинсон, пока рано говорить, что означают новые поправки и как они могут повлиять на организацию. «Мы с нетерпением ждем продолжения нашей журналистской работы», — ответила она. Представитель телеканала «Настоящее время» также заявил, что «не будет предполагать, какие дальнейшие шаги может предпринять Россия вслед за сегодняшним голосованием и каким образом это повлияет на нашу работу».

Генеральный директор зарегистрированного в Латвии издания Meduza Галина Тимченко указала, что критерии отбора СМИ и последствия для них не ясны. «Я не люблю жить в гипотетических ситуациях, поэтому мы будем исходить из того, что мы видим. Сейчас мы видим только то, что ничего не понятно. Процедуры, все критерии отбора этих медиа, все пункты, по которым они совпадают или не совпадают с богатым воображением Госдумы, — все это отдано на откуп Минюсту. Фактически это такой черный ящик, из которого кто-то произнес одну фразу, и мы можем гадать», — сказала Тимченко.

«У нас есть единственный референс — закон об иностранных агентах НКО. В течение года Минюст тоже не мог определиться с тем, кого считать иностранным агентом, но потом как-то справился, остается только ждать, наблюдать и готовиться к худшему, как обычно», — заключила она.

Хотя в Госдуме говорят о СМИ, зарегистрированных в ЕС и США, под формулировки закона могут попасть любые иностранные издания, в том числе и украинские. Российский спецкорр агентства УНИАН Виталий Цимбалюк отмечает, что если бы российские власти не устраивала работа украинских СМИ, их можно было бы заблокировать и без принятия нового закона.

«Свои претензии российский Минюст может выкатить практически всем СМИ Украины. Мой прогноз, что редакторы украинских СМИ посмотрят на это все и скажут „нам все равно, мы живем в своей стране и работаем в своем государстве, если не хотите читать украинские СМИ, блокируйте и все”», — сказал он.  

На вопрос, может ли «Открытая Россия» попасть под действие закона, пресс-секретарь Михаила Ходорковского Максим Дбар ответил, что Ходорковский «не является иностранной организацией, не получает деньги от иностранных организаций и является российским гражданином».

«Так что увы, но пока власти не придумали, как не лишая его гражданства, выбраться из этой коллизии в рамках закона», — ответил Дбар.

«Британская организация под названием „ОР”, признанная нежелательной, во избежание путаницы сменила название и логотип. Так что теперь ОР и „Открытая Россия“ — исключительно название российской организации, заведомо не попадающей под закон о нежелательных», — добавил представитель Ходорковского. В агентстве Reuters ответили, что не комментируют принятый закон.

Также по теме